Взрослая социальная сеть
Текстовая версия форума
Знакомства для секса Регистрация


"В"

Текстовая версия форума: Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов



Полная версия топика:
"В" -> Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов


Страницы: [1]2

gayatri
ВЕДА
Знание; знание Божественного; книга знания; общее имя самой древней индийской священной литературы: Риг Веда, Яджур Веда, Сама Веда и Атхарва Веда, каждая из которых делится на две части - Мантра и Брахмана; термин "Веда" обычно предназначается для Мантр или метрических гимнов, в особенности гимнов Риг Веды.

ВЕДАНТА
Конечная цель или кульминация Веды, Упанишад, которая становится видна в заключении Веды; философская система, основанная на Упанишадах и обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся (иногда под именем Уттара-Миманса) одной из шести Даршан (философских школ). Шанкарачарья, великий апостол этой школы и популяризатор ее, был величайшим мистиком и Адептом Индии.

ВЕЛИКИЙ ВЕК
Древние говорили о нескольких различных "Великих Веках". В Индии он охватывал целую Маха-Манвантару, "Век Брамы", каждый "День" которого представляет Жизненный Цикл Цепи, т. е. охватывает период Семи Кругов (см. "Эзотерический Буддизм" А.П.Синнета). Таким образом, в то время как "День" и "Ночь" длятся - как Манвантара и Пралайа - 8640000000 лет, "Век" продолжается в течение 311040000000 000 лет, после которых Пралайа или расширение Вселенной становится всеобщим. У Египтян и Греков термин "Великий Век" относился только к Тропическому или Звездному году, продолжительность которого 25868 солнечных лет. О полном веке - Веке Богов - они не говорили ничего, ибо это был предмет обсуждения и разглашения только в Мистериях, и только во время Церемоний Посвящения. "Великий Век" Халдеев в численном выражении был такой же, как у Индусов.

ВИБХУТИ
Божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия; сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества.

ВИШУДДХА
«С чистотой». Пятая чакра, физически представленная щитовидной железой и надглоточным сплетением. Также кантха - (горловая) чакра. В крийя йоге вишуддха считается основной точкой алхимических превращений. Считается, что в ней выделяется тайный эликсир бессмертия (санскр. амрита), который обычно сжигается в манипура чакре. Если обратить этот процесс вспять, старение замедлится.
gayatri
ВАДЖРАЯНА
(в переводе с санскрита — «алмазная колесница»), одно из 3 основных направлений в буддизме наряду с хинаяной («узкой колесницей») и махаяной («великой колесницей»). Часто Ваджраяну рассматривают, как высшую стадию развития махаяны, не выделяя в самостоятельное направление. Для Ваджраяны характерно многообразие форм йогической практики, в её рамках было создано много текстов, вошедших в канон, и ещё больше комментариев к ним, всемирное признание получило исскуство Ваджраяны — иконография, скульптура.

Основные концепции Ваджраяны общебуддийские, однако в ней сделан больший упор на возможность достижения состояния будды в течении одной жизни. Этой цели служит йогическая практика, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника. Пантеон Ваджраяны структурно оформлен довольно чётко: будды, бодхисаттвы, пратьекабудды, архаты, идамы, учителя веры, исторические персонажи, самый низший разряд — местные боги, божества, духи, которые наряду с традиционными верованиями и культовой практикой вступали во взаимодействие с идеологической и культовой системой буддизма.

Это сообщение отредактировал Incendiary - 16-07-2007 - 19:03
gayatri
ВЕНЕРА
1) с астрономической точки зрения - это самая близкая к Земле планета и вторая от Солнца. Ее орбита ближе всего к круговой, среднее расстояние от Солнца 108,2 млн.км, период одного обращения по орбите - 224 дня, диаметр планеты - 12230 км. Для наблюдателя Земли В. отходит от Солнца на 48 град. Поэтому у планеты различают вечернюю и утреннюю видимость и никогда ночную. Плотная атмосфера планеты обладает большим коэффициентом отражения, так что земной наблюдатель видит ее как самую яркую "звезду", сияющую белым, величественно-блестящим светом.
2) Мифы о В.-Афродите передают двойственность ее натуры, олицетворенную двумя божествами Фосфоросом и Гесперосом. Фосфорос является воплощением утренней видимости планеты, когда В. видна перед восходом Солнца, символизирует нежность любовных чувств, покровительствует влюбленным, сопровождая их в брачные покои. Гесперос - вечерняя звезда олицетворяет тихую любовь, основанную на глубинном родстве душ, не окрашенную страстью. В.(Афродита) - любимая дочь Зевса, которой он доверил сердца людей. Говорят, что человек, сердцем которого овладела Венера, может из-за любовной страсти лишиться разума. Предания доносят до нас победу Венеры над воинствующим Марсом. Однако, В. имеет не только два облика, но и две стороны проявления в каждом человеке. Одна - "пенорожденная", олицетворяет чистоту небесной любви. Другая, Пандея, символизирует чувственные влечения. Дневной дом В.- Весы, ночной - Телец. Дух планеты - Ханиель, гений планеты - Анеэль: "Услыши мя, Господи". Число - 3. Карта Таро - Императрица. День недели - Пятница.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:45
Incendiary
ВАДЖРА — в ведийской и индуистской мифологии — оружие (дубина, палица, "перун") громовержца Индры в его борьбе с асурами. В. описывается обычно как бронзовая ("аяса"), но иногда называется и золотой или сближается со "скалой", "камнем". Согласно эпич. мифу, божественный ремесленник Тваштар изготовил В. для Индры из костей мудреца Дадхичи. В. могла представляться в Ведах в виде диска ("чакра"; отсюда, по-видимому, мифологич. связь с солнцем), но также описывалась как четырехугольная или многогранная; иконография, стабильно представляющая В. в виде симметрич. двустороннего скипетра, считается поздней, но удивляет своей близостью к изображениям "перунов" греческого Зевса. В Ведах В. иногда называют острой, но основное ее кач-во, обыгрываемое эпосом в бесчисл. сравнениях, — сокрушительная мощь удара. Позднее на первый план выдвигается ее прочность, неуничтожимость (отсюда в класс. санскрите В. - алмаз). Заняв со временем место центрального понятия в тантрич. ветви (ваджраяна) северного буддизма, В. (тиб. "дордже") несет эту характеристику прочности, но сохраняет и древнее, восходящее к мифологии Индры значение символа магич. власти над миром.[/B]
Incendiary
ВИШНУ — в "Ригведе" второстепенное солярное божество, младший соратник Индры в битвах с демонами. Тем не менее основному ригведийскому деянию В. — его "трем шагам", охватывающим три сферы мироздания — землю, небо и промежуточное пространство, — свойствен космогонич. характер (см. Tpuвu-крама). В брахманах, где начинается его возвышение, В. отождествляется с жертвой в ее космогонич. аспекте. В эпосе и пуранах В. — верховное полифункциональное божество, к-рому принадлежит роль спасителя людей в бедствии и охранителя мироздания, - функция, свойственная исключительно ему в тримурти, пуранической триаде богов сложившегося индуизма. Космологич. аспект образа В. связан с восприятием его как Нараяны в мировых изначальных водах; во время периодической гибели вселенной в водах потопа В. возлежит на космическом змее Шеше. Согласно формирующейся в эпосе концепции аватар, наиболее популярными из его антропоморфных воплощений считаются Кришна и Рама, герой "Рамаяны". Мифология В. включает представления о нем как о Мировом Абсолюте и, с другой стороны, как о личностном боге, к к-рому верующие испытывают любовь и влечение (бхакти). По данным иконографии, В. — темно-синего цвета, четырехрукий, на груди у него — знак шриватса и драгоценный камень каустубха, почитаемые вишнуитами; со своей супругой Шри-Лакшми, воплощающей красоту и преуспеяние, он восседает на лотосе; его символ и вахана — небесная птица Гаруда. Повторение тысячи имен В. — одна из важнейших вишнуитских молитв.
Starla
ВАХХАБИЗМ — религиозно-политическое течение в суннитском исламе, зародившееся в кон. 18 в. Сторонники В. проповедуют воостановление "чистоты" начального ислама, прежде всего строгого единобожия. Основываясь на Коране и Сунне, не допуская никаких толкований и разъяснений, В. усматривают многобожие (ширк) в различных обычаях, давно допускаемых правоведами. В. отвергают культ пророков, святых, паломничества к святым местам и могилам, порицают суеверия (веру в счастливые и несчастливые дни, приметы, ворожбу), различные нововведения и требуют от мусульман соблюдения аскетического образа жизни. В настоящее время В. является официальной идеологией Саудовской Аравии. В. имеются также в др. странах Аравийского п-ова, в Северной Африке, Индии, Индонезии, Ср.Азии, на Кавказе.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ БОГОРОДИЦЫ — один из дванадесятых праздников православной церкви. Отмечается 21 ноября (4 декабря). В его основе лежит церковное предание о введении трехлетней Марии (будущей матери Иисуса Христа) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на востпитание.

ВЕРИГИ — кандалы, цепи, оковы, которые носили религиозные аскеты "для укрощения плоти".

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:47
Starla
ВЕТХТЙ ЗАВЕТ — часть Библии, рассматриваемая как священное писание и иудаизмом и христианством. В.З. состоит из памятников др.-евр. литературы 12 - 2 вв. до н.э., написанных на др.евр. и отчасти арамейском языках. Он делится на 3 больших цикла:
1) Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею;
2) Пророки - несколько древних хроник и собственно пророческих сочинений, принадлежащих или приписываемых народным проповедникам 8-5 вв. до н.э. - Исайе, Иеремии, Иезекилю и 12 "малым пророкам", а также книга Даниила, датируемая 2 в. до н.э.;
3) Писания или Агиографы - собрание текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религ. лирика, сборники афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты и др.)

ВИДИМАЯ И НЕВИДИМАЯ ЦЕРКОВЬ — принятое в христианском вероучении деление сообщества верующих на живущих. т.е. пребывающих на земле (видимая церковь) и скончавшихся в истинной вере, т.е пребывающих на небе (невидимая церковь). Объединение между видимой и невидимой церковью достигается, согласно общихристианской догматике, с помощью молитвы, веры и любви, совместно возносимой живущими на земле и пребывающими на небесах.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:48
Starla
ВИПАССАНА (пали) — высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость.

ВИХАРА — в раннем буддизме - место встреч странствующих монахов (сад, парк, пещера), где они проводили время сезона дождей; позднее - монастыри в Индии и Шри-Ланке с постоянно проживающими в них монахами, построенные разбогатевшими буддийскими общинами.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:49
Incendiary
ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ — религиозные верования и обрядность значительной части населения Индии в 1 тыс. до н.э., получившее письменное закрепление в Ведах (см.), Характерная черта В.р. - обожествление сил и явлений природы. Из В.р. развился брахманизм.

ДЕДИЗМ — древнейшая индийская религия, сложившаяся во II тыс. до н. э. после вторжения на территорию И ндии кочевых племён — ариев. Гимны и молитвы ариев составили огромное собрание священных преданий — Веды. Характерная черта В. — обожествление сил природы. Основа ведического культа — жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом. В И. впервые появились концепции сансары (круг бытия) и кармы (закон воздаяния).

ВЕЛИКИЙ ПОСТ — период ( 7 недель перед Пасхой), в течение которого верующие-христиане воздерживаются от скоромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.[B]

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:50
Shishat
ВАЙДХИ-БХАКТИ (Vaidhi Bhakti) —Так называется поклонение Богу, особенно когда соблюдается много ритуалов и церемоний. Эти ритуалы очень часто приводят к гипнотическому состоянию.



Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:51
Shishat
ВАСАНЫ (Vasanas) —Это привычки или склонности. Например, человек курит. Чем больше он это делает, тем сильнее привязывается к курению. В конце концов он становится заядлым курильщиком. Подобно тому как должно быть преодолено желание курить сигареты, должны быть преодолены и другие вредные привычки, которые привязывают человека к Земле, не только когда он во плоти, но и когда путешествует в астральном мире.
Shishat
ВИДЕХАМУКТИ (Videhamukti) — Это понятие относится к состоянию, пребывая в котором можно добиться освобождения и выйти из тела. Находясь вне тела, можно передвигаться куда угодно со скоростью мысли, но всегда следует помнить, что пребывание в теле дает возможность переживать то, что не доступно за его пределами. Мы приходим на Землю и на другие планеты для того, чтобы воплотиться, попасть в тело, обладающее плотью. При этом мы «получаем уроки», которые не могут быть постигнуты в астральных мирах.
Shishat
ВИДЬЯ (Vidya) — Этот термин просто означает «знание». В нем нет ничего оккультного, ничего необычного. Это всего лишь слово другого языка, употребляемое для выражения самого обычного понятия.



Это сообщение отредактировал Shishat - 12-07-2007 - 08:09
Shishat
ВИДЕХА (Videha) — Во время жизни на Земле и в астральном мире мы обычно находимся в состоянии развития, мы все время учимся. Но иногда мы можем выходить из процесса непрерывного обучения, с тем чтобы получить возможность «поразмышлять» о знаниях, которые нам удалось приобрести. Мы можем остановиться и передохнуть от испытаний и трудностей учебы. При этом мы извлекаем из памяти воспоминания, как выносят иногда из чердака старые вещи для того, чтобы посмотреть, что нужно сохранить, а что выбросить.

У состарившихся людей часто бывает так называемое «второе детство». Они живут воспоминаниями о прошедшем, живут больше в прошлом, чем в настоящем. Они способны перевести стрелки своих внутренних часов назад и снова увидеть все события своей долгой жизни.

Словом видеха иногда называют дэв, которые являются людьми, добившимися освобождения от перевоплощений.
Shishat
ВИКАЛЬПА (Vikalpa) — Это один из пяти видов идей, которые существуют в нижнем уме. Викалъпа — это форма воображения. Нечто может существовать у нас «в уме», оно может казаться очень реальным для нас. Это и есть викалъпа.

ВИПАРЬЯ (Viparyayas) — Это мысли, которые приходят в голову и тут же распознаются как ложная информация, исходящая из подсознания. В качестве иллюстрации можно рассмотреть следующий пример. Предположим, что поступает сообщение о том, что улицы Лондона вымощены золотом. Такое сообщение немедленно распознается как ложная информация.

Incendiary
ВАЙБХАШИКА - Одна из крупнейших школ буддизма хинаяны. Первоначально носила название сарвастивада, позднее иногда называлась муласарвастивада. Близка к тхераваде, то есть раннему буддизму. Основа воззрений вайбхашики - учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны.

ВАЙШЕШИКА - Санскр. от вишеша - различие, особенность - древне-индийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:52
Shishat
ВРИТТИ (Vritti) — Это мыслительная волна в уме, которая кружит и кружит вокруг чего-то, подобно водовороту. Вритти приводит человека в состояние смущения, которое длится до тех пор, пока он не предпримет каких-либо мер. Это не прямая мысль, которая приходит и уходит. Напротив, эта мысль упорно продолжает существовать, пока не будут выполнены определенные действия.

ВУ-ШИН (Wu-Shing) — Это китайское слово для обозначения пяти стихий. К ним относятся:

1. Земля.

2. Огонь.

3. Металл.

4. Вода.

5. Дерево.

подправил опечатку

Это сообщение отредактировал Babylon Whoreman - 12-07-2007 - 08:28
Incendiary
ВИККА - Новая религия, представляющая из себя смесь шаманизма и колдовства. Создана Селеной Фокс в США, штат Висконсин. Культовая практика предполагает инициацию, которая считается переломным моментом в жизни человека.

ВИРАКОЧА - ""Тот, кому нет равных"" - великий бог в религии инков. Метафизика Виракочи очень сложна. Он является творцом всего природного и общественного порядка.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:53
Nika-hl
ВУЛЬГАТА

ВУЛЬГАТА (Vulgata versio), латинский перевод Священного Писания бл. Иеронима, в разное время дополненный и исправленный. Тридентский собор (1546) утвердил его, и он вошел во всеобщее употребление на Западе. Впервые Вульгата издана при Сиксте V под заглавием "Biblia sacra vulgatae editionis" (Рим, 1590); затем сличалась и переиздавалась Григорием XIV, Климентом VIII и др.

ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР

Проходил в 1962-1965 гг. Римско-Католической Церковью считается XXI Вселенским Собором.
II Ватиканский Собор по праву считается самым значительным и выдающимся событием в истории Римско-Католической Церкви Новейшего времени. Собор был созван по инициативе папы Иоанна XXIII с целью устранить противоречие между доктриной католицизма, церковно-иерархической структурой, традициями Церкви и реальностями современного мира, чтобы "Церковь показала себя способной разрешать проблемы нашего времени".
О своем намерении созвать Собор Иоанн XXIII объявил еще в 1959 г. и 17 мая того же года назначил первую комиссию по его подготовке. Папа призвал всех епископов Католической Церкви, монашеские ордена и университеты внести свои предложения по повестке дня Собора и по проблемам, подлежащим соборному обсуждению.
5 июня 1960 г. Иоанн XXIII по своей инициативе создал Центральную подготовительную комиссию Собора и подчинил ей 10 рабочих комиссий и 2 секретариата, в задачу которых входила разработка проекта решений Собора с учетом мнений, высказанных в поступающих предложениях. Под строгим контролем Римской курии эти комиссии составили 73 проекта решений Собора, которые затем были одобрены Центральной комиссией.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТОВО

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТОВА. Иисус Христос неоднакратно говорил о Своем втором пришествии на землю (Мф. 16:27; 24:27; 25:31; Мк. 8:38; Лк. 12:40), о нем ясно учат и апостолы (1 Ин. 2:28; 1 Кор. 4:5; 1 Фес. 5:2-6) и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена и вошло почти во все древние символы. По ясным указаниям Св. Писания, Церковь второе пришествие Христа признает чувственным и не смешивает, как делают иногда рационалистические толкователи, с какими-нибудь чрезвычайными, но тем не менее невидимыми посещениями Божиями Церкви. По словам Иисуса Христа, второе Его пришествие и будет видимо всеми как внешнее (Мф. 24:30; Мк. 13:26; Лк. 21:27). Иисус Христос придет на землю так же видимо, как видимо вознесся на небо пред своими учениками (Деян. 1:11). Второе пришествие Иисуса Христа будет славным: Он явится не уничиженным сыном человеческим, как в первый раз, но как истинный Сын Божий, окруженный ангелами, служащими Ему (Мф. 24:30, 16:27, Мк. 8:38, 1 Фес. 4:16 и проч.). Это славное пришествие будет в то же время страшным и грозным, так как теперь Христос будет судить мир. Иисус Христос и апостолы не только не указывают определенно день и час второго пришествия, но даже прямо говорят о невозможности для человека знать это (Мф. 24:36; Деян. 1:6-7; 2 Петр. 3:10 и др.). Впрочем, они указали некоторые признаки этого времени, как то: распространение проповеди евангельской по всему миру, всем народам (Мф. 24:14), оскудение веры и любви к людям (Лк. 18:8; Мф. 24:12) и явление Антихриста. Брань Антихриста с Церковью Христовой, по отеческому учению, будет продолжаться три с половиной года и с окончанием этого времени совпадет пришествие Христово.

ВАДЖРАЯНА

Одно из главных направлений махаяны и буддизма в целом (санскр. "алмазная колесница"). Другое название ваджраяны - тантра (санскр. "непрерывность", "поток").
К концу I тысячелетия н. э. ваджраяна стала доминирующей формой индийского буддизма, а в различные исторические периоды получила распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае и Японии. Но господствующее положение ваджраяна заняла в Тибете, где она считается венцом учения Будды.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:55
Nika-hl
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, всенощная, церковное богослужение суточного круга, совершаемое на воскресенья и великие праздники. Всенощное бдение состоит из вечерни утрени и часа первого или из великого повечерия и утрени; между ними по уставу полагается чтение из синаксаря, Деяний апостольских или писаний святых отцов. Круг суточного богослужения происхождением своим обязан стремлению отмечать молитвой главные периоды дня: вечер, ночь, утро и полдень. Обычай этот, свойственный иудейству, был усвоен и развит христианством. В IV веке части всенощного бдения уже имеются налицо. Благоприятную почву для своего развития всенощное бдение нашло в монастырях, где оно продолжалось всю ночь с небольшими перерывами, иногда для вкушения пищи.
На праздничных всенощных бдениях бывает благословение хлебов (просфор), пшеницы, вина, елея - пережиток упомянутых трапез. В году 52 воскресных всенощных бдения и 16 праздничных.

ВОДООСВЯЩЕНИЕ

ВОДООСВЯЩЕНИЕ или водосвятие (на древнерусском яз. водокрещение), название церковного обряда, восходящего к глубокой христианской древности. Троекратным освящением креста, при соответственном молитвословии и пении, призывается на воду благословение Божие. Восточная церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое водоосвящение бывает в навечерие праздника Богоявления и в самый день Богоявления, по окончании обедни. Вода освящается обыкновенно в реке, источнике или, за их отсутствием, в озере или колодце, куда и направляется процессия, известная под именем хода на Иордан. Малое водоосвящение совершается 1 августа на источниках и водохранилищах и в день Преполовения, в дни храмовых праздников, перед началом литургии, а также во всякое время и везде по желанию верующих, причем обычно водосвятию предшествует молебен.

ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (Нарендранатх Датта)

Свами Вивекананда (Нарендранатх Датта) родился в Калькутте в 1863 году в семье адвоката. Получил образование в одном из английских миссионерских колледжей.
Он был учеником великого индийского мистика Рамакришны и последовательным продолжателем его учения.
Возникла идея создания монашеского ордена, который в отличие от традиционных индусских орденов занимался бы и филантропической деятельностью.
В 1893 он отправился в США на Всемирный конгресс религий, чтобы провозгласить на весь мир идею о единстве религий и привлечь внимание ученых и религиозных деятелей к индийской культуре и к родной стране. Посетил Вивекананда и Европу.
Он вернулся в Индию в 1896 году и реализовал свою мечту о создании нового монашеского ордена, назвав его в честь учителя v Миссия Рамакришны. После новой поездки в США и Европу, где он создал ряд филиалов Миссии, Вивекананда вернулся в Индию и поселился в Белуре. Он скончался в 1902 году во время паломничества на Гималаи. Ему было 39 лет.

ВЕЧЕРНЯ

ВЕЧЕРНЯ, совершаемая в вечерние часы церковная служба, чин которой установлен в первые времена христианства. Ей предшествует чтение девятого часа; начинается 103 псалмом, прославляющим величие Творца. Затем следует великая ектенья, чтение очередной кафизмы Псалтири, пение 140 и 141 псалмов ("Господи воззвах"), причем присовокупляются "стихиры" - песни в честь воспоминаемого события или святого. После стихир поется вечерняя песнь "Свете тихий", прокимен и т.д. Заканчивается вечерня сугубой ектенией и отпустом. К вечерней присоединяется "малое повечерие".
От обыкновенной вечерни отличаются: 1) Великая вечерня - накануне больших праздников. Расположение службы то же, только после великой ектинии поются первые три псалма первой кафизмы, после стихир - малый вход, за прокимном следует чтение паремии, затем сугубая ектения. Молитва "Ныне отпущаеши раба Твоего" (Симеона Богоприимца) читается перед отпустом. Великая вечерня совершается в Светлую седмицу каждодневно, только без кафизмы и паремии. Великая вечерня соединяется иногда с утренец, называясь тогда "всенощным бдением", и в этом случае служится прежде нее. 2) Вечерня малая - сокращение обыкновенной вечерни, без ектинии и кафизмы.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:57
Nika-hl
ВЕНЧАНИЕ

ВЕНЧАНИЕ, религиозная церемония при заключении брака у христиан. Древней церковью брак рассматривался как таинство независимо от того, сопутствовал ли ему церковный обряд венчания. Сущесвтенным моментом признавалось выражение женихом и невестой согласия на супружескую жизнь. Эту точку зрения удержало католичество. В Православной русской церкви венчание считается единственной формой заключения брака. "Брак во всех вероисповеданиях, терпимых в Российской империи, не исключая магометан, евреев, ламаитов и язычников, признается законным, когда оный совершен по обрядам их веры и по установленным правилам" (Свод законов Росс. империи, т.10, ч.1, ст. 1113). В древней Руси венчание было формой заключения брака у верхнего слоя народа и медленно, лишь после борьбы, проникло в низы (конец XVII в.). Венчанию в православной церкви предшествуют "обыск" и "оглашение", имеющие целью выяснить, нет ли препятствий к браку. Само венчание должно происходить в храме. Вне храма оно допускается лишь с разрешения епархиального архиерея. При венчании требуется непременное присутствие самих брачующихся. Венчание не может совершаться во время поста, накануне постных дней и определенных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. В 1775 году обручение отделялось от венчания более или менее значительным промежутком времени. Разрыв сговора после обручения умалял значение последнего; вследствие этого обручение и венчание стали совершать в одно время. Во время обручения священник спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им кольца. Венчание состоит из молитвословий, чтения Апостола (Еф. 5:20-33) и Евангелия (Ин. 2:1-11).
Во время совершения таинства брака на жениха и невесту возлагаются брачные венцы, давшие и самому таинству название "Венчание". Значение венцов объясняет св. Иоанн Златоуст (9 беседа на I Тим.): "Венцы полагаются на брачующихся в знамение победы, для того чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу". По мысли Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление той власти над тварями, которой были облечены Адам и Ева, когда Бог изрекал им брачное благословение: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" и т.д. (Быт. 1:28).

ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА

Великомученик и Великомученица. Так христианская церковь называет страдальцев и страдалиц, претерпевших за Христа особенно тяжкие и продолжительные муки. Служба, в их честь совершаемая, обставляется особенной торжественностью.

ВЕЛЕС

Бог охоты и скотоводства, "скотий бог", олицетворение хозяйской мудрости - один из древнейших языческих богов у древних славян. Изображался в виде медведя, позднее - в виде бородатого, волосатого (волохатого) старца. Его имени созвучно и название языческого жреца - "волхв", то есть "волохатый": первые волхвы рядились в медвежьи шкуры.
В раннем своем воплощении Велес считался звериным богом и принимал облик медведя. Он был покровителем охотничьей добычи, "богом мертвого зверя". В языческом календаре были Велесовы дни, которые отмечались как праздник пробуждения медведя.

ВАХХАБИЗМ

Религиозно-политическое движение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб родился в 1703-04 г. в деревне Эль-Уйайна в семье шариатского судьи (кади), получил религиозное образование, в юные годы много путешествовал по Аравии и соседним странам, затем начал проповедь своего учения.
Основой его учения было представление о единобожии (таухид): Аллах - единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:59
Nika-hl
ВИРСАВИЯ (кладезь клятвы), ибо тут оба они, т.е. Авраам и Авимелех, царь Филистимский, клялись (Быт 21:31). Впервые так назывался кладезь, близ которого долгое время жительствовал Авраам (Быт 21:33), а после него Исаак (Быт 26:32-33). Впоследствии же здесь образовался значительный город, удержавший за собою означенное название; был он в 20 англ. милях от Хеврона к ю., на южной границе земли Ханаанской, тогда как Дан находился на северной границе. Отсюда выражение от Дана до Вирсавии (Суд 20:1) обозначало все пространство страны в длину, равно как выражение от Вирсавии до горы Ефремовой указывало на всю длину пространства царства Иудейского. Город находился в колене Иудином, а с течением времени отошел в состав колена Симеонова (Нав 15:28, 19:2). В Вирсавии жили и были судьями сыновья Самуила (1Цар 8:2), а в позднейшие времена этот город предался идолопоклонству (Амос. 5:5, 8:14). Новейшие путешественники, как например Робинсон, нашли несколько колодцев близ предполагаемого местоположения древней Вирсавии, по свидетельству Робинсона, с превосходной водой более чем в 50 фут. Глубины. Название Вирсавии сохранилось в Арабском наименовании одного селения: "Бир-Эс-Себа" - колодезь льва, или колодезь семи. Некоторые из колодцев Бир-Эс-Себа окружены каменными водопоями для верблюдов и стад, которые несомненно некогда паслись на близь лежащих холмах. Эта местность вызывает много трогательных воспоминаний о временах глубокой древности, и воображению путешественников невольно рисуются шатры, стада и простой образ жизни ветхозаветных патриархов.

ВИРСАВИЯ (дочь клятвы; 2Цар 11:3) - дочь Элиама и жена Урия Хеттеянина. Она именуется также дочерью Аммиила (1Пар 3:5). Давид совершил с нею грех прелюбодеяния, и, в наказание за грех, дитя родившееся от нее на седьмой день умерло (2Цар 12:18). За тем Давид женился на ней и она родила ему Соломона (2Цар 12:24, Мф 1:6) и еще трех сыновей (1Пар 3:5). Ее влияние на Давида, по-видимому, было очень велико, так что она побудила его провозгласить старшего сына своего Соломона царем (3Цар 1:34). За тем она главным образом содействовала к уничтожению покушения Адонии на занятие престола Давидова (3Цар 1:11-23).



Это сообщение отредактировал Nika-hl - 13-01-2008 - 11:11
Nika-hl
ВАЙБХАШИКА
Одна из крупнейших школ буддизма хинаяны. Первоначально носила название сарвастивада, позднее иногда называлась муласарвастивада. Близка к тхераваде, то есть раннему буддизму. Основа воззрений вайбхашики - учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны и

ВАЙШЕШИКА
Санскр. от вишеша - различие, особенность - древне-индийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу.

ВАЙБХАШИКА
Одна из крупнейших школ буддизма хинаяны. Первоначально носила название сарвастивада, позднее иногда называлась муласарвастивада. Близка к тхераваде, то есть раннему буддизму.

ВАЛЬДЕНСЫ
Христианская ересь раннего средневековья. Основатель движения вальденсов - Пьер Вальдо - создал в 1176 общину, члены которой называли себя "совершенными". Движение распространилось в XII веке среди крепостных крестьян и ремесленников Франции.

ВАСИЛЬЕВЦЫ
Одна из групп Истинно православных христиан.

ВАРУНА
Один из наиболее почитаемых богов ведического пантеона.

ВАТТАРАИ СИНТО
Одна из школ синтоизма. Сформировалось в результате стремления к очищению синтоизма от влияния буддизма.
Nika-hl
ВЕДИЗМ
Религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования хинду-самая. Развивалась преимещуственно на территории современной Индии в с середины II тысячелетии до н.э. Носителями ведийской религии являлись индоарийские племена, распространившиеся по территории современной Индии с северо-запада Индостана. Характерная черта ведизма - обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое значение имеют магические обряды. Основа ведического культа - жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами. Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведической религии являются ранние части Вед.

ВЕДЫ
Веды (санскр. - знание), совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском языке, созданные примерно с II тысячелетия до н.э. до VI века н.э. Веды образуют ядро священного канона индуизма.

ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ
Наиболее важные праздники русской православной церкви. К ним относятся: Двунадесятые праздники: Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи) Вознесение Господне (в 40-й день по Пасхе) Троица (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов)..

ВЕЛЬЗЕВУЛ (Веельзевул)
В Новом завете имя главы демонов.
Nika-hl
ВЕНДИДАД (Видэвдат)
Часть Авесты - Кодекс против дэвов.

ВЕНЕЦ
Рис.Е.Макаровой В христианстве короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания.

ВЕРХНИЙ ЕГИПЕТ
Царство, образовавшееся на рубеже IV - III тысячелетия до н.э. на севере Египта из разрозненных мелких княжеств.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - КАНОН СЕПТУАГИНТА
Согласно Септуагинте, Ветхий завет состоит из составляющих: Пять книг Моисеевых, или Тора: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), Иисус Навин, книга Судей , I и II книги Самуила, I и II книги Царей, Исаия, Иеремия, Иезекиль и 12 "малых пророков", Псалмы, Притчи Соломоновы, книга Иова, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклезиаст (Когелет), Есфирь, Даниил, Неемия, I и II книги Хроник, Товит, Юдифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Варуха, Послание Иеремии, I, II и III книги Эздры, I, II и III книги Маккиавейских.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - МАСОРЕТСКИЙ КАНОН
Согласно масоретскому канону, Ветхий завет состоит из трех отделов: 1. Пятикнижие Пять( книг Моисеевых, или Тора: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) 2. Пророки: Иисус Навин, книга Судей , I и II книги Самуила, I и II книги Царей, Исаия, Иеремия, Иезекиль и 12 "малых пророков" 3. Писания: Псалмы, Притчи Соломоновы, книга Иова, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклезиаст (Когелет), Есфирь, Даниил, Эзра, Неемия, I и II книги Хроник.
Nika-hl
ВИРУПА - ПАРИНАМА
Вирупа-паринама - один из двух типов изменения гун в философии Санкхьи. Предполагает преобладание одной их гун над двумя другими и, таким образом, превращение в иное, что открывает эволюцию Вселенной. Второй тип - Сварупа-паринама.

ВИСПЕРАД
Часть Авесты - Книга обо всех высших существах.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Один из двунадесятых праздников в русской православной церкви. Празднуется 27 (12) сентября.

ВО-ВИ
Эзотерическое учение "недеяния" в каодаизме. Имеет элитарный характер. Мирская активность избегается, основное внимание сосредоточено на мистической практике.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Один из двунадесятых праздников в русской православной церкви. Празднуется в 40-й день после Пасхи.

ВОНАМБИ
Водяная змея - мифический персонаж у аборигенов Австралии. Играет важную роль в обрядах инициации.


Это сообщение отредактировал Nika-hl - 29-01-2008 - 19:00
Nika-hl
ВОХУ МАНА
В зороастризме Дух Благой мысли, один из спутников бога Ахурамазды, один из бессмертных духов Амеша Спента.

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Официальные собрания представителей первоначально христианской церкви, а после разделения церквей - католической церкви, собираемые для решения важных церковных проблем и вопросов. Список вселенских соборов

ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ
Руководящий экуменический орган. Создан в 1948 г. на 1 Генеральной ассамблее ВСЦ в Амстердаме в результате слияния трех протестантских движений: "Вера и порядок", "Жизнь и деятельность" и "Международный миссионеарский совет". В 1968 г. на ассамблее в Упсале ВСЦ провозгласил лозунг "обновления религии", сущность которого заключается в религиозной оценке глобальных проблем человечества, прежде всего социального и научно-технического прогресса. За время существования ВСЦ (данные на конец XX века) его членами стали 300 организаций, преимущественно протестантских, а также несколько православных, в том числе Русская православная церковь.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Один из двунадесятых праздников в русской православной церкви. Празднуется за неделю до Пасхи.
праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии, въезжавшего в город "на осляти" в сопровождении апостолов. "Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев" (Ин. 12; 12-13). "Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" (Мф. 21; 9). На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника Ваий Неделя и Вербное воскресение.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 30-01-2008 - 16:21
Nika-hl
ВХОД
действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается "вход с кадилом" перед каждением алтаря и пением "Свете тихий". На литургии совершается "малый вход", или "вход с Евангелием" (после пения антифонов), и "великий вход", или "вход с дарами" (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на Пс. 50, катавасии к канону, читается Евангелие.

ВРАТА ЦАРСКИЕ
главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов
Nika-hl
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима "и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо". (Лк, 24; 51). "И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1; 9-11).

ВОЗДУХ
большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53)

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 14 сентября ст.ст. (27 сентября нов. ст.). Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 г. вблизи Иерусалима на месте Распятия Иисуса Христа - Голгофе. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей ЕленойЖитие.. Равноапостольная царица ЕленаИкона. Равноапостольная царица ЕленаХрамы (матерью императора Константина ВеликогоЖитие.. Святой равноапостольный царь КонстантинИкона. Император Константин ВеликийМолитвыХрамы) и иерусалимским патриархом Макарием и воздвигнут на месте обретения, чтобы Ему мог поклониться сошедшийся народ. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост.

ВОЗГЛАС
краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы.

ВИКАРИЙ
(лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.

ВЕЧЕРНЯ
общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня - под праздники и воскресения. В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на "Господи воззвах", догматика; вход с кадилом; пение "Свете тихий" - гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам..." (в праздники совершается лития), пение стихир на стиховны; молитвы праведного СимеонаЖитие.. Святой праведный Симеон БогоприимецИкона. Симеон БогоприимецМолитвыХрамы "Ныне отпущаеши" (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Св. Троице; "Отче наш"; "Богородице Дево, радуйся"; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма. Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.

Nika-hl
ВЕНЧАНИЕ
богослужение, во время которого совершается таинство брака, благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике православной церкви венчание принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их". Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5; 20-33) и Евангелие (Ин. 2; 1-11), произносится ектения и поется молитва "Отче наш". Венчающиеся пьют из чаши с вином и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари "Исайе ликуй...", "Святии мученицы...", "Слава Тебе Христе Боже", после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст. В православной церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).

ВЕНЦЫ
короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания.

ВЕЛИЧАНИЕ
краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или какого либо святого. Начинается со слова "Величаем" (или "Ублажаем"). Поётся в праздничные дни на утрене после полиелея и на литургии после отпуста.
Nika-hl
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
четверг Страстной седмицы. В этот день вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. На утрене читается Евангелие о Тайной Вечери (Лк. 22; 1-39). После утрени совершаются часы - первый (с чтением паримии), третий, шестой и девятый. После девятого часа читаются изобразительны, состоящие из блаженны, Символа веры, молитвы "Отче наш" и некоторых других. Литургия Василия Великого начинается с вечерни. На вечерне читаются паримии, после которых следуют литургийные Апостол и Евангелие (евангелие составное - состоящее из текстов различных евангелий: Мф. 26; 1-20; Ин. 13; 3-17; Мф. 26; 21-39; Лк. 22; 43-45; Мф. 26; 40-75-Мф. 27; 1-2). Вместо херувимской песни трижды поется молитва "Вечери Твоея Тайныя днесь...". Вечером в Великий четверток совершается малое повечерие. В кафедральных соборах при архиерейском богослужении после литургии архиереем совершается чин умовения ног сослужащим с ним священникам.

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА
пятница Страстной седмицы. В этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается (если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается литургия Иоанна Златоуста). Во время утрени читаются Двенадцать Евангелий двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа: 1е Евангелие - Ин. 13; 31-38Ин. 14Ин. 15Ин. 16Ин. 17Ин.18; 1; 2е Ин. 18; 1-28; 3е - Мф. 26; 57-75; 4е - Ин. 18; 28-40Ин.19; 1-16; 5е - Мф. 27; 3-37; 6е - Мк. 15; 16-32; 7е - Мф. 27; 33-54; 8е - Лк. 23; 32-49; 9е - Ин. 19; 25-37; 10е - Мк. 15; 43-47; 11е - Ин. 19; 38-42; 12е - Мф. 27; 62-66. Т.к. богослужебный день начинается с вечера, то утреня обычно служится вечером в четверг. Совершаемые утром Великого пятка Царские часы (составлены Кириллом АлександрийскимЖитие.. Святитель Кирилл АлександрийскийИкона. Святитель Кирилл АлександрийскийМолитвыХрам святителей Афанасия и Кирилла (Воскресения Словущего) на Сивцевом Вражке (IV в. Египет)) состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: 1 час - Пс. 5, Пс. 2, Пс. 21; 3й - Пс. 34, Пс. 108, Пс. 50; 6й - Пс. 53, Пс. 139, Пс. 90; 9й - Пс. 68, Пс. 69, Пс. 85; после псалмов читаются паримии, Апостол, Евангелие (1 час - Мф. 27; 1-56; 3й - Мк. 15; 16-41; 6й - Лк. 23; 32-49; 9й - Ин. 18; 28-40Ин.19;1-37). Изобразительны, следующие после царских часов, состоят из блаженны, Символа веры, молитвы "Отче наш" и некоторых других, 33 псалма. Вечером Великого пятка служатся вечерня и повечерие. На вечерне читаются Апостол и Евангелие (евангелие составное - т.е. состоящее из различных евангелий: Мф. 27; 1-38; Лк. 23; 39-43; Мф. 27; 39-54; Ин. 19; 31-37; Мф. 27; 55-61), совершается вынос плащаницы.
Nika-hl
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому посту предшествуют три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресение - в "неделю о мытаре и фарисее" (Лк. 18; 10-14. Называется по евангельскому литургическому чтению в этот день). Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресением, посвященным притче о блудном сыне - "неделя о блудном сыне" (Лк. 15; 11-32. Называется по литургическому чтению этого дня). Следующее воскресение - "мясопустная неделя" - посвящено Страшному суду (см. Мк. 16; 9-20), с понедельника начинается масленица, оканчивающаяся воскресением - "сыропустной неделей , в этот день воспоминается изгнание АдамаЖитие.. Адам ВетхийИкона. Адам из рая. С понедельника начинается Великий пост. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема СиринаЖитие.. Преподобный Ефрем Сирин.Икона. Преподобный Ефрем СиринМолитвы (IV в.) "Господи и Владыко живота моего...". Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы - литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея КритскогоЖитие.. Святитель Андрей, архиепископ Критский.Икона. Преподобномученик Андрей КритскийМолитвыЦерковь прмч. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию ПаламеЖитие.. Святитель Григорий Палама.Икона. Григорий ПаламаМолитвы, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.). Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы). Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну ЛествичникуЖитие.. Преподобный Иоанн Лествичник.Икона. Иоанн ЛествичникМолитвыХрамы, игумену монастыря Синайской горы, автору "Лествицы" (VI - VII вв.). В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии ЕгипетскойЖитие.. Преподобная Мария Египетская.Икона. Святая преподобная Мария ЕгипетскаяХрам Успения Божией Матери и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название "стояние Марии Египетской"). Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется "Похвала Пресвятой Богородицы" или "Суббота Акафиста"). Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели - "Лазарева суббота" - посвящена воспоминанию воскрешения ЛазаряЖитие.. Перенесение мощей праведного Лазаря ЧетверодневногоИкона. Воскрешение ЛазаряМолитвыПсково-Печерский Свято-Успенский монастырь (см. Ин. 11; 1-46). В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. О богослужении в эти дни см. Страстная седмица, Великий четверток, Великий пяток, Великая суббота. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной.
Nika-hl
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ
важнейшие праздники православной церкви. В день великого праздника совершается Всенощное бдение "и вся служба праздника совершается по уставу" (Типикон). К великим праздникам принадлежат (в скобках указывается новый стиль): Пасха, двунадесятые праздники, Обрезание Господне 1(14) января; Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля), день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (II сентября), Покров Пресвятой Богородицы 1(14) октября.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА
суббота страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа. На утрене поются непорочны с похвалами (стихи псалма поются хором, похвалы - краткие молитвословия - читаются чтецом после стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с плащаницей и затем читаются паримии, Апостол и Евангелие (Мф. 27; 62-66). После утрени читаются часы и изобразительны (изобразительны состоят из блаженны, Символа веры, молитвы "Отче наш" и других). Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паримии, содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в "вавилонской пещи" (Дан. 3; 57-88). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь "Елицы во Христа креститеся...". Вместо херувимской песни поется молитва "Да молчит всяка плоть человеча...". Задостойник - "Не рыдай, Мене, Мати...". Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28; 1-20).

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 21 ноября ст. ст. (4 декабря нов. ст.). Установлен на основании церковного предания. В этот день вспоминается, как благочестивые родители девы Марии ИоакимЖитие.. Праведный ИоакимИкона. Праведный ИоакимМолитвыХрам свв. правв. Иоакима и Анны в Бабушкине и АннаЖитие.. Анна, мать Пресвятой БогородицыИкона. Анна, Мать Пресвятой БогородицыМолитвыХрамы привели Ее в трехлетнем возрасте в иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет - посвятить Ее Богу. Согласно преданию, Мария с этого времени жила и воспитывалась при храме до своего обручения праведному ИосифуЖитие.. Святой Иосиф Обручник.Икона. Иосиф Праведный, ОбручникМолитвы
Nika-hl
ВАИЙ НЕДЕЛА, ИЛИ ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя - от греч. ветка), подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса с пальмовыми ветвями (см. Ин.12, 13). На Руси вместо пальмовых ветвей приносят ветки вербы, откуда происходит русское название праздника - Вербное воскресение.


ПОВТОРЫ ПОТОМ УБЕРУТСЯ
Серафим
VACUITAS (лат. "пустота"): в астрологии - прохождение светилом (Солнцем или Луной) какого-л. знака "в одиночестве", когда они не составляют транзитных аспектов ни с какими планетами натальной карты. Счит. неблагоприятной.
ВАКШЬЯ (от санскр. вакши - "пламя" ?): фиктивная планета, учитываемая школой Глоба. Особая "средняя" планета, движущаяся по эклиптике "в обратную сторону", наподобие лунных узлов.

ВАРГА (санскр.): гармония (см.) в индийской астрологии. Каждый знак Зодиака делится на некоторое кол-во частей, после чего определяется, в какую часть попадает находящаяся в знаке планета. Соответственно этому планету "перемещают" в другой знак, номер которого соответствует номеру указанной части. Получается новая космограмма, посвященная той или иной сфере жизни (навамсы - отношениям с партнером, дреканы - братьям и сестрам, саптамши - детям и т.п.). Расчет гороскопа проводится по шести, семи, двенадцати и более варгам.

ВАРГОТТАМА (санскр. наивысшая часть", от варга, "каста", араб. баргутан), положение планеты в индийской астрологии: планета, занимающая в карте навамс (см.) тот же знак, что и в карте рождения, считается благодетельной.

ВЕГА (Vega, Wega от араб. ваки - "падающий"): звезда Альфа Лиры, "Падающий орел" у арабов. 1988: 15 10' Козерога. Характер Венеры и Меркурия (богатство, почет, успех в политике и финансах).

ВЕДХА (санскр.): в индийской астрологии - дом, "дополняющий" основной в системе лунных транзитов; будучи заполнен, уничтожает влияние планеты, находящейся в основном доме.

ВЕЗИР, тж. везирь, визирь (араб.): планета в точке своей восточной элонгации (см.), стационарная; арабские астрологи считали ее в этот момент особенно сильной.

ВЕНЕРА (лат. Venus): 1. Первоначально - богиня садов и плодов у римлян, позже богиня любви и красоты (греч. Афродита), рожденная, по одной из версий мифа, из пены морской у берегов Кипра, отчего ее тж. наз. Кипридой. В финикийском г. Амафе на Кипре почитали тж. андрогинную ипостась Венеры, сочетавшую в себе оба начала, мужское и женское (Афродитон). По другой версии она была дочерью Урана. Жена Вулкана, мать Амура-Купидона и троянского героя Энея. С анал. богинями Востока (Астарта, Иштар и др.) отождествима лишь условно: вавил. Астарта олицетворяла культ Луны, финик. Аштара (Ашера, Dea Syriae) трансформировалась у римлян в богиню Фортуну и т.д. Римляне чтили В. как свою родоначальницу.

2. Вторая планета солнечной системы. Знак - (изображение женского ручного зеркала). У арабов - Зухра, у тюркских народов - Чулпан, Чолпон, у индийцев - Шукра. Ср. тж. Бхригумуни. Есть теория, что Венера возникла позже остальных планет из кометы, извергнутой Юпитером (на поверхности которого после этого до сих пор наблюдается "красное пятно") в направлении Солнца. Произойти это должно было в 1-й пол. II тыс. до н.э. Именно поэтому Венера, как и Уран, вращается вокруг своей оси "в обратную сторону" (Солнце для наблюдателя на Венере встает на западе). Это событие вызвало на земле массу катаклизмов, в т.ч. описанных в Библии (И. Великовский, см.). Интересно, что в древнейших астрон. трудах индийцев и вавилонян Венера действительно не упоминается, зато в сказаниях других народов, от североамериканских эскимосов до жителей Таити, есть упоминания о "Венере с дымным хвостом".

3. Астрологическое значение: средневековые астрологи называли ее Fortuna minor - "малая удача". Планета любви, искусства и относительно небольших доходов. В благоприятных условиях дает людей красивых, удачливых, часто художественно одаренных; в неблагоприятных может означать эгоизм, ревность, много забот и тревог в жизни, а также заболевания мочеполовой сферы. В мужском гороскопе указывает на отношение к противоположному полу. Хозяйка знаков Тельца (ночной дом) и Весов (дневной дом). Индийцы считают ее "хозяйством" лишь последние 10 градусов Весов (20 - 30 ) и весь знак Тельца. Первые 10 Весов в индийской традиции составляют мулатрикону (см.), достоинство, высшее, чем просто нахождение в собственном доме. Точкой ее возвышения они считают 27 градус Рыб. Для европ. астрологов местом возвышения В. является весь знак Рыб. Дева - место ее изгнания (плена), Скорпион и Овен - падения.

В древности Венеру считали двумя звездами - утренней и вечерней. Греки наз. утреннюю Венеру (восходящую раньше Солнца) Фосфор (лат. Люцифер, "Светоносный"), вечернюю же, видимую после захода Солнца, - Геспер ("Вечерний"). В христианской традиции она соответствует архангелу Анаилу. Планетный разум: Эросия. Число: 6. День недели: пятница. Металл: медь. Растения: мирт, роза, лилия, а также кипарис, айва и яблоня. Животные: козы и овцы, газель, дикий осел; дикий голубь, орел, горлица, петухи и соколы, голуби, воробьи и бабочки. Цвет: розовый и голубой. Камни: сапфир (светлый), тж. агат, жемчуг, хризолит, оникс и сурьма. Чувства: обоняние и дыхание. Части тела: мясо, жир, спинной мозг; левая ноздря, рот, губы, сосок груди. Внутренние органы: вены, почки, мужские и особ. женские половые органы (матка), щитовидная железа. Возраст: юность и созревание (10 - 17 л., в индийской астрологии - 25 год жизни). Родственники: жены, матери, младшие братья и сестры. Мантра для Венеры: Почтительно склоняюсь пред Тобою, о Бхригу Муни, Бог планеты Венера, белоликий, как покрытый льдом пруд, предстоятель демонов и сочинитель священных книг.

ВЕРТЕКС (лат. vertex, "небесный меридиан"): точка, долгота которой на 90 меньше долготы середины неба (см.). Вертекс и его антипод, антивертекс, образуют линию, перпендикулярную меридиану (МC - IC). Обе эти точки могут означать события или людей, влияние которых скажется очень сильно.

ВЕСТА (лат. Vesta, у греков - Гестия /Hestia/): 1. античная богиня домашнего очага и семейной жизни, дочь Крона (Сатурна). Храм В. находился в южной части римского Форума. Его жрицы наз. весталками; они на 30 лет давали обет безбрачия. 2. Один из крупнейших астероидов, вращающихся на орбитах между Марсом и Юпитером. Открыт В. Олберсом (1807). Период обращения вокруг Солнца - 3 года и 230 дней. В астрологии символизирует женский тип "жрицы", преобразующую силу, благодать, энергию. В отрицательном варианте: подсознательные страхи, беспомощность. Символ: . Стихия: огонь. Функция: интуиция. Ее домом счит. Овен, местом возвышения - Козерог.

ВЕСЫ (лат. Libra): 1. Зодиакальное созвездие, символ Дике - др.греч. богини справедливости, дочери Зевса и Фемиды. То же название носит в арабской и индийской астрологии (Тула, см.). Из звезд наиболее известны Альфа и Бета Весов, см. Зубен эль Генуби и Зубенеш. В нашу эпоху Солнце находится в нем с 31 октября по 22 ноября. 2. Седьмой знак тропического Зодиака ( ). Солнце проходит его в период с 24 сентября по 25 октября. Подвижный (кардинальный) знак, стихия - воздух. Планета-хозяин: Венера (дневной дом Венеры). Место возвышения Сатурна. Марс здесь в падении, Солнце - в изгнании. Индийцы домом Венеры счит. не весь знак Весов, а лишь его последние десять градусов (20 - 30 ); первые двадцать градусов (0 - 20 ) наз. "высшей третью" (мулатрикона, см.). Металл: медь символ: сердце день: пятница цвет: любой мягкий, пастельный тон число: 8 (или 6, 15, 24, 33) растения: роза, лилия, первоцвет (примула), барвинок, мать-и-мачеха, бузина; виноград, маслины, миндаль; земляника, клубника, кресс-салат, самшит камни: опал, изумруд, алмаз; белилл, турмалин, кристалл страны и провинции: Австрия, Монако, Лифляндия; Юг США, Юг Африки, Верхний Египет, Ливия; Китай, Япония, Бирма, Балх и Кашмир; Гавайи, Гватемала, Аргентина города: Антверпен, Вена, Копенгаген, Франкфурн-на-Майне; Йоханнесбург (ЮАР); Антиохия, Мекка, Кабул, Герат

VIA COMBUSTA (лат. "сожженная дорога", иногда тж. "путь гибели"): в астрологии - обозначение особых участков Зодиака, гл.об. в воздушных знаках (последние 10-12 градусов Близнецов, Весов и Водолея), и/или целый сектор Зодиака от 13 Весов до 13 Скорпиона. В старину считалось, что планеты, попадая в эти участки, утрачивали свои положительные качества, сохраняя лишь отрицательные; человек, у которого в такой участок попадало Солнце или AS, был склонен вредить сам себе. В наши дни учитываются редко. Ср. тж. планеты "сгоревшие".

ВИГХАТИ: индийская мера времени, 24 сек. См. гхати.

ВИД: см. деканада.

ВИНДЕМИАТРИКС (лат. Vindemiatrix, "Виноградарица"): звезда Эпсилон Девы. 1988: 9 56' Весов. Характер Сатурна и Венеры (или Сатурна и Меркурия): озн. трудные ситуации, несчастья, возможно, участие в войне.

ВИСАКХА (Вишакха, Vishakha, санскр. "Разветвленная"): индийское название звезды Альфа Весов (Зубен эль Генуби, см.) и 16 накшатры (см.). Означает законопослушание, боязнь ответственности, часто также ревность, скупость.

ВИТТЕ, Альфред (Alfred Witte, 1878-1941): немецкий астролог, один из основателей Гамбургской школы (см.). Выдвинул теорию о существовании четырех гипотетических планет за орбитой Плутона (Купидон, Гадес, Зевс и Кронос, см. уранианские планеты).

Страницы: [1]2

Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов -> "В"





Проститутки Киева | индивидуалки Москвы | Эротический массаж в Москве | Элитный эскорт