Взрослая социальная сеть
Текстовая версия форума
Знакомства для секса Регистрация


"Д"

Текстовая версия форума: Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов



Полная версия топика:
"Д" -> Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов


Страницы: [1]2

gayatri
ДЕИСТ
Тот, кто допускает возможность существования Бога или богов, но заявляет, что ничего о них не знает и отрицает откровение. Агностик былых времен.

ДХАММАПАДА

(санскр.) Труд, содержащий различные афоризмы из Буддистских священных книг.

ДХИАН ЧОХАНЫ
(санскр.) Буквально "Владыки Света", высшие Боги, соответствующие Архангелам христиан. Божественные Разумы, которым вверен надзор за Космосом.

ДХИАНА
(санскр.) Одна из шести Парамит совершенства. Состояние абстракции, возносящее практикующего его аскета значительно выше плана чувственного восприятия, из мира материи. Буквально "созерцание". Шесть ступеней Дхиан различаются только степенью абстрагирования персонального Эго от чувственной жизни.

ДЭВА
(санскр.) Бог, "сверкающее" Божество, Дэва-Деус, от корня див, "светиться". Дэва - это небесное существо - не важно, доброе оно, злое или безразличное, которое живет в "трех мирах", или трех планах над нами. В индуизме их насчитывается 33 группы или миллиона.

ДЭВАКХАН
(санскр.) "Обитель Богов". Состояние, промежуточное между двумя земными жизнями, в которое Эго (Атма-Буддхи-Манас или Триада, ставшая единым целым), вступает после отделения от Кама Рупы и разрушения низших принципов, после смерти тела на Земле.

gayatri
ДЗЭН

Дзен (дзэн, от яп. 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань, кор. 선 сон) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония).

Этимология

Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзен»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана», означающему «созерцание, медитацию». Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьет. «тьен»), затем, распространившись в Японии — в «дзен».

В настоящее время словом дзен обозначают как собственно медитативную практику с целью достижения просветленного состояния, так и дзэн-буддизм как ветвь махаянистского буддизма вообще.
[править]

История

Принято считать, что свое распространение дзен получил в Китае в 5 веке н.э. Основателем этого учения считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции - До Мо, в японской - Дарума), часто называемый приемником 27 индийских Партиархов буддизма, ставший в последствии первым Патриархом дзен. Бодхидхарма обосновался в монасытре Шао-Линь, считающимся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. На протяжении 6-8 веков дзен распространялся на территории Кореи, а затем и Японии. В последствии на протяжении веков учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая все больше приверженцев. В настоящее время получило распространение на Западе (Западная Европа, Северная Америка).
[править]

Краткая суть учения

Дзен, или буддийское течение "Будда Хридайя" ("Сердце Будды") - ветвь махаянистского буддизма, имеющая ряд специфических особенностей. Наиболее важной из них считается вера в возможность достижение нирваны, просветления, минуя череду перерождений, сразу, посредством медитативной практики, через состояние сатори (кэнсё). Особый акцент делается на внутренний, персональный духовный опыт, при котором внешняя культовая атрибутика буддизма, равно как и священные тексты отходят на второй план. Именно поэтому дзен не считается религией в строгом смысле, равно как и логически обоснованной философской системой. Наставникам дзен отводится роль указывающих направление духовного развития, чтобы ученик не стал, по выражению Вон Кью Кита "натуралистическим еретиком". Дзену невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения персонального просветления. Несомненным преимуществом дзен перед другими буддистскими учениями является, следовательно, возможность достичь состояния нирваны не только аскетам, отшельникам и монахам (как в "фундаментальном" буддизме), но и любому человеку, постигшему суть дзен через внутренний опыт. Особая роль в этом постижении отводится воле, необходимой для того, чтобы "порвать узы разграничения и неведения". Дзен-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками человеку, пожелавшему достичь просветления - сатори, проникновения в истинную суть вещей.
[править]

Медитативная практика

Медитация, созерцательность занимает важнейшее место в дзен-буддизме. Несмотря на различия в подходе к достижению сатори в разных школах дзен, все они отводят медитации важнейшую роль. Медитативная практика дзен (дзадзен яп. 座禅, "сидячая медитация", традиционно, хотя и не обязательно - в "позе лотоса"), в отличие от созерцательности, к примеру, древнегреческих материалистов (Демокрит, скептики и т.д.), является не целью, а всего лишь действенным средством для достижения просветления.
[править]

Коаны

Коаны (кит. 公案 "гунъань") - обычно притча, рассказывающая о достижении просветления какими-либо историческими личностями. Коан - специфическое явление буддизма, основной его задачей является пробудить ум слушающего для просветления. Непосвященному читателю коаны часто кажутся запутанными и, даже, парадоксальными. Однако, они широко распространены в практике дзен-буддизма, совместно с медитацией, для "встряски" сознания субъекта с целью достижения сатори. Для дзен-буддийской школы Риндзай коан является основополагающим аспектом достижения просветления.
gayatri
ДРУИДЫ
(галльское druidae, древне-ирландское druid) — жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде замкнутой касты и тесно блокировавшиеся с королевской властью.

У галлов друиды были хранителями героических преданий и мифологических поэм, которые они передавали молодежи изустно. Школы друидов существовали и у островных кельтов. Однако у ирландцев и бриттов друиды рано утратили свою функцию поэтов, а после введения христианства IV-V века быстро выродились в деревенских знахарей. Весьма возможно, что институт друидов перешел к кельтам от первобытного, яфетического населения.

В новой западно-европейской литературе образ друида вводится и широко используется поэзией романтизма (и близких к нему течений) как мотив национальной экзотики и фантастики.
Capricornus
ДИКАРИЙ (греч. «двухсвечник»), подсвечник для двух свечей.

Является принадлежностью архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям две свечи соответствуют двум природам Господа Иисуса Христа — Божественной и человеческой. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 11:02
Incendiary
ДАО — в даосизме и конфуцианстве - путь, метод, образ жизни, всеобщий закон, абсолют.

ДЕКАЛОГ — десять заповедей, содержащих религиозно-моральные принципы.

ДЕРВИШ — общий термин для обозначения полноправного члена суфийского братства,синоним слова суфий. Д. употреблялось также в более узком значении - нищенствующий бродячий мистик-аскет, не имеющий личного имущества.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 11:03
Shishat
ДИКША (Diksha) — Это акт инициации ученика в духовную жизнь, проводимый Учителем, или Гуру.



Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 11:03
Shishat
ДАМА (Dama) — Это слово связано с успокоением десяти органов чувств и действий. Очевидно, что, не успокоив эти органы восприятия, невозможно правильно практиковать медитацию или созерцание. Достижение дама есть одно из шести достижений.
Shishat
ДВАПАРА-ЮГА (Dwapara Yuga) — Во всех мировых религиях имеются разные разделения существования мира на периоды, или циклы.
Двапара-Юга является третьей стадией и длится 864,000 лет.

Зло усиливается в каждом последующем периоде. На первой стадии преобладают справедливость и добро, однако с каждым последующим периодом силы зла играют все более важную роль.

Это сообщение отредактировал Shishat - 07-06-2007 - 07:59
Shishat
ДВЕША (Dwesha) — Это слово означает отвращение и отталкивание как противоположность притягательности. Двеша проявляется на уровне памяти. Ведь если мы испытали несколько потрясений, нам неприятно то, что вызвало их, и в дальнейшем мы постараемся избегать таких событий.

ДЕХА (Deha) — Это слово означает «имеющий тело». Человек обладает тремя основными телами — плотным, тонким и каузальным. Подробно мы рассмотрим это ниже, в статье «Упадхи».

Shishat
ДЖАГРАТ (Jagrat) — Это понятие обозначает бодрствующее состояние, противоположное состоянию сна. Бодрствуя, человек осознает все, что происходит вокруг него, — он может видеть, слышать, разговаривать, проявлять эмоции и т. д.
Incendiary
ДАНДЖУР - Одна из священных книг буддизма Ваджраяна. Включает 225 томов.

ДАРОНОСИЦА - В христианстве переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например в больнице и т.п.).

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - В христианстве священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 11:05
Nika-hl
ДРУЗЫ

(араб. дуруз) - приверженцы одного из ответвлений исмаилизма. Проживают в Ливане, Сирии, частично - в Израиле. Численность до 400 тыс. чел. (1969). Секта Д. возникла в начале 11 в. под влиянием проповеди миссионера Дарази (названа по его имени) среди исмаилитов Египта и Южного Ливана. Один из крупнейших идеологов Д. - ас-Сайид Абдалла ат-Танухи (умер 1480). Д. совмещают принцип единобожия с признанием последнего воплощения божества в фатимидском халифе Хакиме (правил в 996-1021) и ожиданием его второго пришествия. Разделяют учение о переселении душ своих единоверцев.
Составляют замкнутую организацию, возглавляемую уккаль (умные, знающие), которые руководят массой верующих (джуххаль - невежественные).

ДОМИНИКАНЦЫ

Католический монашеский орден, основанный в Тулузе (Франция) в 1215 году испанским монахом Домиником Гусманом (1170-1221) как община нищенствующих братьев- проповедников. Орден ставил своей главной целью борьбу с распространением учения альбигойцев (катаров), которое было объявлено Церковью еретическим. Полемические задачи ордена требовали от его членов основательной богословской подготовки и образования, вследствие чего доминиканцы заняли богословские кафедры всех ведущих университетов Европы, а затем подчинили своему влиянию систему образования в целом.
Членами доминиканского ордена были такие выдающиеся католические богословы, как Альберт Великий и Фома Аквинский. Будучи ревностными выразителями требований и интересов церковной иерархии, доминиканцы пользовались особым покровительством Римских Пап. В 1216 году Папа Гонорий III официально утвердил орден и предоставил ему ряд привилегий. С 1233 года в руки доминиканцев была передана инквизиция. С 1247 года начинается постоянная миссионерская деятельность доминиканцев в странах Востока (в Персии, Китае и Японии), предпринималась попытка основать собственую миссию и на Руси (1233 г.). Но наиболее активно миссионерская деятельность велась на территории Америки, особенно в период ее колонизации.
Все монашеские общины доминиканцев входят в так называемые провинции во главе с провинциальными приорами, которые назначаются генералом ордена, осуществляющим в нем верховную власть.
В настоящее время орден насчитывает 6830 монахов и 634 монастыря.

ДИМИТРИЙ (Ярема)

(Род.1915), Патриарх Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), преемник патриарха Мстислава (Скрыпника). Родился в деревне Хлидно в семье украинских греко-католиков, учился во Львовской греко-католической академии. Священник с 1946 г., с 1969 г. настоятель церкви свв. Петра и Павла во Львове. С 1989 г. во главе группы священников-сторонников автокефалии вышел из юрисдикции Московского Патриархата и перешел в Украинскую Автокефальную Православную Церковь. В 1993 г. принял монашество и был посвящен в сан епископа. С 7 сентября 1993 г. патриарх Киевский и всея Украины.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 11:06
Nika-hl
ДЖАЙНИЗМ

В VI в. до н. э. в Индии, наряду с буддизмом, возникает еще одно религиозное направление - джайнизм. Его основателем был странствующий проповедник Вардхамана, которого позже стали называть Махавира ("великий герой") и Джина ("победитель") - отсюда происходит и название учения. Как и буддизм, джайнизм возник в среде придставителей касты кшатриев (воинов) и отражал то соперничество, которое еще велось между брахманами и кшатриями за лидирующее положение в обществе. Джайнизм отвергал ритуализм (прежде всего практику жертвоприношений) и абстрактный характер учения брахманизма, отвергал авторитет Вед и открыл доступ в свои общины представителям всех каст, хотя и не отказался от характерной для брахманизма кастовой системы.
Основой джайнизма является учение о наличии в мире двух начал - дживы (живого), обладающего вечной душой и сознанием, и адживы (неживого), или бессознательной материи. Джива и аджива находятся в непрерывном взаимодействии, порождающем все явления жизни. При этом джива облекается в оболочку материальных частиц, называемых карма, которая образуюет ее тело. Это тело, сковывая душу, повергает дживу в страдание и заставляет ее бесконечно перерождаться в различных материальных оболочках - т. е. удерживает в состоянии "несовершенного" бытия.
Дживы, находящиеся в плену "несовершенного" бытия, делятся на три категории, в зависимости от соотношения в них духовного и телесного начала. Низшую категорию составляют неподвижные дживы (стхавара), проявляющие только одно чувство души - осязание; к ним относятся растения, воздух, вода, огонь и земля. Ко второй категории относятся подвижные дживы (траса), обладающие четырьмя чувствами (осязание, вкус, обаняние и зрение) - это различные виды насекомых. В третью категорию объединены дживы, обладающие пятью чувствами (перечисленные выше четыре и слух) - птицы, животные, люди и боги.

ДАР АЛЬ-ИСЛАМ

(араб.: "дом ислама") v мусульманский мир, территория, на которой господствует ислам v традиционное мусульманское обозначение территорий, где действует исламский религиозный закон и где политически господствуют мусульмане. Эта часть мира противопоставляется "территории войны" (дар аль-харб) v территории, где ислам не господствует, мусульмане подвергаются преследованиям со стороны неверующих правителей и где ислам еще не распространился.
В принципе дар аль-ислам должен распространиться на весь мир, поэтому естественной формой отношений между дар аль-ислам и дар аль-харб является джихад v борьба в защиту религии.
В VIIIvIX вв. к этому представлению добавилось понятие о дар ас-сульх (территории примирения) или дар аль-ахд (территории договора) v области, в которой при сохранении политической власти немусульман мусульмане находятся под защитой и пользуются религиозной свободой.
Деление на дар аль-ислам и дар аль-харб по сей день играет значительную роль в мусульманских политических доктринах, но оно не предусматривает обязательность войны между ними. Понятие дар ас-сульх используется для обоснования мирного сосуществования мусульманских стран с немусульманскими.

ДАОСИЗМ

Самоназвание Дао дэ цзя - "школа Дао-дэ". Одно из главных направлений древнекитайской философии и национальная религия Китая.
Возник во 2-й половине I тысячелетия до н. э. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы, род. в 604 г. до н. э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) Учение даосизма изложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей (трактат "Лао-цзы" более известен под названим "Дао дэ цзин"). В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что трактат "Чжуан-цзы" появился около 300 до н. э., приблизительно в то же время что и "Лао-цзы", в связи с чем датировка возникновения даосизма передвигается с VI-V вв. до н. э. (как считалось ранее) к IV-III вв. до н. э.
Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао ("Путь") - первооснове и закономерности бытия всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества. Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всём, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао также рассматривается как порождающее начало всего сущего - "мать" Поднебесной, и выступает синонимом единого мирового целого - Да куай ("Великий ком").
Дао присуща благая сила дэ ("добродетель"), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (субъекты) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.
К ведущим даосским концепциям относятся также принципы цзы жань (самоестественность, спонтанность) и у вэй (недеяние). Первый из них дословно означает "то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)". В данном случае речь идет о том, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе. Отсюда вытекает принцип следования Дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с дао (природой) человека, а в макрокосме - с дао Вселенной. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен "следовать вещам" (шунь у). Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 11:07
Nika-hl
ДАЛАЙ-ЛАМА

Полное название - Вачирдара Далай-лама (тиб. и монг. "держащий ваджру океан-учитель"). Титул духовного и светского (до присоединения в 1951 г. Тибета к КНР) владыки Тибета. Согласно учению ламаизма, Далай-лама является земным воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары, верховным наставником, защитником и покровителем всех верующих. Его постоянная резиденция расположена во дворце Потала в столице Тибета Лхасе.
Титул Далай-ламы имеет монгольское происхождение. В 1578 году монгольский князь Алтан-хан присвоил его Соднам Джамцо - третьему наместнику школы Гелугпа (1543-1588), а затем (посмертно) и двум предшествующим наместникам этой школы. Именно монгольский вариант титула Далай-ламы и стал известен во всем мире. В самом же Тибете Далай-ламу называют Дже Римпочхе ("Драгоценный владыка") и Тхамчад Кхьенпа ("Всеведущий").
В истории Тибета известно 14 носителей титула Далай-ламы, однако согласно буддийскому учению о реинкарнации (перевоплощении души живого существа после его смерти в новый телесный облик), душа первого Далай-ламы последовательно воплощается в каждом из его преемников. Поиск очередного воплощения ведется по характерным признакам среди мальчиков, родившихся спустя 49 дней, но не более чем через 2 года после смерти предыдущего Далай-ламы. После обнаружения и идентификации признаков этого воплощения у нескольких кандидатов, среди них избирается новый Далай-лама. Новоизбранный Далай-лама получает образование в монастырях школы Гелугпа и когда он достигает возраста 16-18 лет, совершается его полная интронизация (раньше до этого момента Тибетом управлял назначенный регент).
В 1959 году во время тибетско-китайского конфликта Далай-лама XIV Агван Лобсан Тенцзин Гятцо (род. 1935) покинул столицу Тибета Лхасу и в настоящее время проживает в Индии в Дхармасале (штат Химачал Прадеш), где и располагается его временная резиденция.


ДАЯНАНАДА САРАСВАТИ (Мулшанкар Тивари)

Даянанда Сарасвати, основатель индуистского реформаторского общества LАрья-самадж¦, родился в 1824 году в Танкаре (штат Гуджарат).
Даянанда вырос в брахманской семье и получил типичное для этой среды образование. В 19 лет он увлекся йогой и вступил в аскетический орден Сарасвати.
В течение 15 лет он вел жизнь бродячего монаха и стал учеником слепого гуру Свами Вираджананды, под руководством которого блестяще овладел санскритом
Эти знания пригодились ему во время публичных дебатов, которые он провел в священном городе Бенаресе, где впервые отстаивал свои взгляды на реформацию индуизма. На основе этих взглядов он создал в 1875 году в Бомбее LАрья-самадж¦.
Даянанда скончался внезапно в 1883 году в Аджмере в возрасте 59 лет. Незадолго до этого он выступил с резкой критикой одного индийского махараджи, что дало сторонникам Даянанды повод заподозрить, что их лидер был отравлен.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 11:08
Nika-hl
ДАО-ДЭ-ЦЗИН
Дао-дэ-цзин - книга, написанная или самим Лао-цзы, или его последователями. Датой появления книги считают IV-III век до н.э. Книга является каноном даосизма. В ней излагается резкая критика религиозных и социально-политических традиций Китая того периода, отрицается существование бога и утверждается, что все в мире происходит из Дао. Основное в закономерном развитии вещей заключается в том, что вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность и затем, пройдя по кругу, возвращается в исходное состояние. Люди способны лишь понять окружающие их вещи, но неспособны противостоять или распоряжаться ими. Люди не должны усердствовать, так как их усилия могут привести к противоположным результатам. Текст книги в переводе с китайского Ян Хин Шуна.

ДВЕРИ ДЬЯКОНСКИЕ
В православном храме две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от врат царских (в небольших храмах и приделах дьяконская дверь делается с одной стороны). В отличие от царских врат, дьяконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в не богослужебное время. Название происходит от традиции изображать на дьяконских дверях первомученика дьякона Стефана (1 в.) и римского архидьякона Лаврентия (III в.). Иногда на дьяконских дверях помещаются изображения архангелов.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
Великие праздники русской православной церкви. К ним относятся: Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи) Вознесение Господне (в 40-й день по Пасхе) Троица (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов) (в 50-й день по Пасхе) Крещение Господня.

ДЕИЗМ
Доктрина, признающая бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную природу, давший ей законы и движения, но отрицающая дальнейшее вмешательство бога в деятельность природы и человека. Деизм не допускает других путей к познвнию бога, кроме разума.

ДЕЛО ОТЦА КОЛЬПИНГА
Религиозная организация, существовавшая в середине-конце XIX века в Германии. Одним из членов организации был Иоганн Йордан, основатель ордена сальваторианцев. Организация была ориентирована на формирование религиозных взглядов молодых ремесленников.

ДЕНМЕ
Мистическая секта иудаистского происхождения. Группа евреев из г.Салоники, участововавшая в массовом мессианском движении, захватившем большинство еврейских общин Европы и возглавленном Саббатаем Цви.Середина XVII века.
Nika-hl
ДЕТИ БОГА (Семья, Семья Любви)
Маргинальная протестантская секта. Основана в 1969 г. в Калифорнии бывшим проповедником Христианского и миссионерского альянса Дэвидом Бергом, провозгласившим себя пророком Моисеем (МО).

ДЖАБРАИЛ
Мусульманский макрибун - один из четырех ангелов высшей категории.

ДЖАНГАВУЛЬ
В религии аборигенов Австралии тайный обряд.

ДЖИХАД
В исламе священная война во имя Аллаха. В Коране и Сунне различают две категории врагов ислама. Это "многобожники", окончательно заблудшие и погибшие, и "люди Писания", т.е. христиане и иудеи, почитающие Библию, в какой-то мере заблюждающеся, но все же близкие к истине. Первыю категорию Коран призывает истреблять и оставлять в живых только в случае принятия ими ислама, мнение же о второй группе достаточно противоречиво.
Джихад - (араб. усилие, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама) - одна из главных обязанностей мусульманской общины. Первоначально под джихадом подразумевались главным образом военные действия мусульманского государства. Это значение стало основным для немусульман и получило у них название Lсвященная война¦ (у многих мусульманских народов - газават).
Начиная с IX-X вв. понятие джихад наполняется новым содержанием: появились представления о высшей форме джихада - духовном джихаде, внутреннем самосовершенствовании на пути к Аллаху, а также представление о четырех типах джихада - джихаде меча, джихаде сердца, джихаде языка и джихаде руки.
В наши дни мусульманские авторы особенно подчеркивают оборонительный характер джихада и предпочтительность мирных средств для защиты и распространения ислама. В современных мусульманских декларациях джихад понимается как мобилизация сил мусульман для защиты ислама, в частности ради освобождения Иерусалима.


ДЗЕДО-СИН-СЮ
Одна из первых школ амидаизма. Основана Синраном в XII веке.

ДЗИДЗО ТОКУМИЦУ - КЕ
Синкретическая синтоистско-буддийская секта, зарегистрированная в 1924 г. на основе секты Дзиндо Токумицу-ке в качестве подразделения секты Фусо-ке. Основателем секты является Мики Токухару и его сын Мики Токутика. В основе вероучения секты лежит вероучение токумицу-ке. В 1931 г. название секты было изменено на "Хито-но мити Кедан". В этот период численность секты превысила 600 тысяч человек. Так как дальнейший рост популярности секты начал представлять определенную опасность для официальной идеологии Японии, в 1937 г. секта была закрыта по обвинению в искажении сущности богини Аматэрасу, а ее лидеры подвергнуты репрессиям. В 1946 г. секта возрождена Мики Токутика под названием PL-Кедан.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 29-01-2008 - 16:26
Nika-hl
ДЗИММУ
Второе после Аматерасу высшее божество в синтоизме. Дзимму считается предком японских императоров. 11 февраля 660 г. до н.э. Дзимму, согласно мифам, вступил на престол. С 1873 по 1948 год и с 1967 года этот день отмечается как праздник основания империи.

ДАО
Основное понятие философии Лао-цзы и даосизма. Единое верховная сущность, первопричина всего существующего, являющаяся одновременно и идеалом нравственности в жизни человека, критерием добра и зла. Дао существует вне времени и пространства. В китайской традиции дао не имеет единого толкования - это и путь природы, и смысл человеческой жизни, и путь следования этическим нормам.
Nika-hl
ДАРЫ СВЯТЫЕ
В христианстве хлеб и вино, освященные и преосуществленные в плоть и кровь Христовы во время совершения евхаристии. Преждеосвященными, или запасными, дарами называются освященные дары, оставленные для совершения литургии Преждеосвященных Даров, а также для совершения причастия вне храма - больных, умирающих и т.д. Для хранения преждеосвященных даров освященный и раздробленный агнец омокается в освященном вине и затем высушенным помещается в дарохранительницу. Приготовление запасных даров совершается в Великий Четверток.

ДВИЖЕНИЕ СВЯТОСТИ
Направление позднего протестантизма. Возникло в конце XIX в. в США в методистской среде. Основная концепция движения святости проистекает из протестантской теологической теории о том, что грешник в своей духовной эволюции проходит две ступени.

ДЕИСИС
В православии композиция из трех икон - в центре икона Иисуса Христа, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа - Иоанна Крестителя.

ДЕНЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Один из Великих праздников в Русской православной церкви. Празднуется 12 июля (29 июня).

ДЖАБАРИТЫ
Одна из исламских сект, образовавшихся после смерти Муххамеда. Характерной особенностью учения была позиция абсолютного предопределения.

ДЖАЙНИЗМ
Джайнизм - одна из наиболее известных религий Индии. Обычно считается, что джайнизм возник в VI веке до н.э., однако есть основания полагать, что корни этой религии древнее. Джайнизм возник на северо-востоке Индии.

ДЖИВА
Санскр. "живой". Понятие индийской философии, прежде всего джайнизма. Живое существо, душа. В джайнизме - одна из основных сущностей или субстанций. Дживе присущи сознание, вечность, способность к деятельности.

ДЖНЯНА
Джняна (санскр. знание), понятие индийской философии, означающее высшее, полное знание, достигаемое при медитации. Джняна - это знание само по себе безотносительно к объекту, это знание сущности, которое как бы охватывает и другие виды знания, не совпадая ни с одним из них и не являясь их суммой. Джняна, как и карма, ведет к подлинному спасению. В Йоге к джняне и карме прибавляется третий путь к спасению - бхакти. Трактовка джняны как знания самого себя у последователей Прабхакары (школа миманса) перекликается с пониманием софии (мудрости) у Прокла. Во многих школах индийской философии Джняна противостоит незнанию, неведению (аджняна), понимаемому не столько как простое отсутствие Джняны, сколько как ложное знание, заблуждение (моха).
Nika-hl
ДЗИККО КЕ
Синтоистская секта. Основана Сибата Ханамори, признана в 1882 году.

ДЗИНДЗЯ (Дзингу, Храмовый Синто)
Одна из школ синтоизма. Сформировалась в XIX веке после реформы Мэйдзи. С 1868 по 1945 год Дзиндзя являлся официальной религией Японии. Храмовый синтоизм находился в ведении особой ассоциации "Дзиндзя хонте".

ДЗИНДО ТОКУМИЦУ КЕ
Синкретическая синтоистско-буддийская секта, основанная в 1919 г. на основе вероучения токумицу-ке. Основателем секты является бывший жрец одной из сект Дзен Мики Токухару.

ДЗИТИНСАЙ
Искупительный обряд в синтоизме, совершаемый на месте будущего строительства.

ДОКЕТИЗМ
Раннехристианская гностическая ересь. Докеты исповедовали учение о призрачности тела и телесной жизни Христа. Прямым следствием этого было утверждение, что ввиду своей нематериальности Христос не мог страдать и умереть на кресте, а, следовательно, не мог и воскреснуть. Таким образром, учение докетов опровергало основную христанскую догму. Докетизм был расценен как ересь и отвергнут, а анти-докетийская аргументация внесла существенный вклад в формирование христианской догматики.

ДРУДЖ ( ДРУГ)
В зороастризме понятие лжи, отождествляемой со злом. Антагонист Друджа - Аша.
Nika-hl
ДУГЛА
Одна из школ буддизма Ваджраяны.

ДХАРМА
Дхарма (санскр. - закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), одно из важнейших понятий древне-индийской философии. В самом общем виде - некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме,

ДХЬЯНА ( БУДДИЙСКАЯ ЙОГА )
Санскр. мысль, размышление. В буддизме и индийской философии созерцание, медитация как этап на пути к просветлению. Дхьяна непосредственно предшествует самадхи. От санскритского слова "дхьяна" было образовано название японской секты Дзен.

ДЬЯВОЛ (ЧЕРТ)
Греч. diabolos (клеветник) - в ряде религий злой дух либо глава злых духов, как правило, противостоящий богу. В другом значении - властелин ада. Наиболее традиционный облик дьявола - черный человек огромного роста, великан. В народных поверьях дьяволу также приписывался темный, черный цвет, большой рост, сиплый и очень громкий голос, способность к оборотничеству (излюбленный облик дьявола - змей). В европейских и русских народных поверьях дьявол, как и другие злые духи, - падший ангел; он обязан своим появлением богу. Однако существуют и другие народные повествования о миротворении; в них дьявол принимает участие в создании мира. В этом аспекте (а также в образе змея из ветхозаветной Книги Бытия) дьявол является классическим трикстером. Аналогом дьявола в исламе является Шейтан (Иблис).

ДЗИ-СЮ
Одна из первых школ амидаизма. Основана Иппэном в XII веке.
Nika-hl
ДИГАМБАРИЗМ
Дигамбары ("одетые в воздух", или "одетые в небо", т.е. обнаженные) - одно из двух основных направлений джайнизма. Придерживаются героической консервативной традиции, в том числе и нудизма. Дигамбары признают как источник только древнейшие части канона шветамбаров.

ДИПАНКАРА
По буддийскому учению, будда, проповедовавший перед Шакьямуни и предсказавший последнему, что в будущем, через много перерождений, тот станет буддой по имени Шакьямуни.

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
Начальный этап формирования древнеегипетского государства. Относится к рубежу IV-III тысячелетий до н.э. В этот период из множества мелких княжеств сформировались сначала два царства Верхний и Нижний Египет, а затем образовалось единое централизованное государство.

ДУАЛИЗМ
Понятие "дуализм" было создано в 1700 году первоначально для характеристики иранского учения о двух духах. Позднее обобщение мифологических исследований привело к унификации этого понятия в следующей трактовке: признание двух противоположных начал.



Это сообщение отредактировал Nika-hl - 29-01-2008 - 17:29
Nika-hl
ДУХОВНОЕ ХРИСТИАНСТВО (Старое Русское Сектантство)
Ряд конфессий, отошедших в XVII - XVIII вв. от Русской православной церкви по причине авторитарности православной церкви. Основной идеей течения стало "одухотворение" православной веры.

ДХАРМАКАЯ
Дхармакая - космическое тело Будды, составная часть доктрины трикая в буддизме.

Nika-hl
ДЬЯКОН
(греч. служитель) - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Дьякон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения дьякон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в дьяконы совершается архиереем через рукоположение.

ДУХОВЕНСТВО
священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство.

ДОГМАТИК
краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице. Существуют восемь догматиков - соответственно восьми гласом. Догматик поется на воскресной вечерне (на малой и на великой) после пения стихир на "Господи воззвах". Содержится в Октоихе.

ДИСКОС
(греч. священный сосуд) - блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.
Nika-hl
ДИОКЛИТИАН
Диоклитиан - Кай - Аврелий - Валерий, римский император.

Родился в Далмации, был простым солдатом, однако выдвинулся, и был избран императором в 284 году. Разделив империю на 4 части, поселился в Никомидии. Первое время проявил себя справедливым и добрым правителем. Под влиянием одного из своих соправителей, Галерия, возобновил жестокое гонение на христиан, издав 4 эдикта, запрещавшие христианам совершать богослужения, иметь храмы, приказывавшие сжечь святые книги, заставлявшие христиан приносить жертву языческим богам, под угрозой лишения должности и жизни, наконец, все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Умер Диоклитиан в 313 году.

ДИКИРИЙ
(греч. двухсвечник) - подсвечник для двух свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

ДИАКОНИССЫ
Диакониссы - известны уже во времена апостолов. Диакониссы назначались преимущественно из дев, позднее избираются и из вдов, но после тщательного испытания. Диакониссы причтслялясь к клиру, и посвящялись через особое рукоположение. Обязанности диаконисс следующие: 1) приготовляли женщин к крещению 2) помогали служителям церкви при самом крещении женщин 3) исполняли поручения епископов относительно женщин, посещая больных и бедных 4)стоя у дверей храма, размещали входивших женщин по порядку и следили за их поведением во время богослужения. С XI века в Восточной Церкви чин диаконисс прекратил свое существование, вытесненный монашествующими женщинами. В Русской Церкви диакониссы совсем не существовали. В основанной новомученницей великой княгиней ЕлизаветойЖитие.. Святая преподобномученица великая княгиня ЕлисаветаИкона. Великая княгиня Елисавета, новомученица.Храмы Феодоровной Марфо-Мариинской обители сестер милосердия делались опыты введения в жизнь Русской Церкви диаконисского служения.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 30-01-2008 - 16:09
Nika-hl
ДЕИСИСНЫЙ ЧИН
- многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов, апостолов и других святых. Деисисный чин является частью иконостаса.

ДЕИСИС
(греч. моление) - композиция из трех икон - в центре икона Иисуса Христа, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа - Иоанна КрестителяЖитие.. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

ДВУНАДЕСЯТНЫЕ ПРАЗДНИКИ
двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Есть неподвижные и подвижные. Неподвижными являются (в скобках указывается новый стиль): Рождество Христово 25 декабря (7 января), Крещение Господне, или Богоявление 6 (19) января, Сретение Господне 2 (15) февраля, Преображение Господне 6 (19) августа, Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля), Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа, Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября, Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря). Подвижными являются Вход Господень в Иерусалим - шестое (последнее) воскресение Великого поста, Вознесение Господне - сороковой день от Пасхи, Пятидесятница, или День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа на апостолов) - пятидесятый день от Пасхи.
Nika-hl
ДЗИККО-КЁ (дословно "Учение - практика"), синтоистская секта. Духовным вождём секта считает Хасэгаву Какугё (1541-1646).

ДЗИ-СЮ (Школа времени), школа амидаизма в буддизме Японии, основанная в 1276 монахом Иппэном (1239-89).

ДИГАМБАРЫ (букв. "одетые пространством", то есть нагие), одна из двух главных джайнских школ. Возникла вследствие раскола джайнизма после переселения части общины на юг в первые века нашей эры.

ДУХОБОРЦЫ, духоборы, одна из групп духовных христиан. Время возникновения группы неизвестно. Окончательно она сформировалась во 2-й половине 18 века. Первым распространителем духоборчества был Силуан Колесников из Екатеринославской губернии, а его продолжателями - уроженцы Тамбовской губернии Илларион Побирохин и Савелий Капустин. Название Духоборцы, употреблённое впервые екатеринославским православным епископом Амвросием, стало использоваться с 1785, до этого времени разные духоборческие группы имели свои собственные наименования. Первоначально слово Духоборцы означало "борцы с Духом" и имело осуждающий оттенок. Однако позже сами Духоборцы приняли это наименование и стали трактовать его как "борцы за Дух", "борцы за одухотворение омертвевшей веры".



Это сообщение отредактировал Nika-hl - 01-02-2008 - 04:42
Nika-hl
ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ , ряд конфессиональных групп, отошедших от Русской православной церкви. В литературе их также называют старым русским сектантством. Группы возникли в 17-18 веках. Объявив учение православной церкви авторитарным, они выступили за "одухотворение" православной веры.

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ-ТРЕЗВЕННИКИ , самая крупная группа трезвенников. Другое название группы - чуриковцы. Группа появилась в 90-е годы 19 в. в С.-Петербурге. Основателем её был Иван Чуриков,

ДЫРНИКИ , одна из групп беспоповцев-самокрещенцев. Как и другие самокрещенцы, они не признают наставников. Дырники не почитают иконы.



Это сообщение отредактировал Nika-hl - 01-02-2008 - 04:45
Incendiary
Дзен -
Дзен - японское название одной из школ буддизма махаяны, в основном сформировавшейся в средневековом Китае. В Китае эта школа имеет название Чань. Зародился Дзен в Индии благодаря деятельности монаха Бодхидхармы.
Galchonok65
Дюэма (Дюгема) — Куайна Тезис
Тезис о невозможности сепаратной экспериментальной проверки гипотез, являющихся элементом сложноорганизованной теоретической системы. Первоначальный (слабый) вариант этого тезиса был сформулирован Л. Дюэмом: «Физик никогда не может подвергнуть контролю опыта одну какую-нибудь гипотезу в отдельности, а всегда только целую группу гипотез. Когда же опыт его оказывается в противоречии с предсказаниями, то он может отсюда сделать лишь один вывод, а именно, что, по меньшей мере, одна из этих гипотез неприемлема и должна быть видоизменена, но он отсюда не может еще заключить, какая именно гипотеза неверна». Из этой формулировки тезиса, в частности, следовало, что в силу системного характера организации фундаментальных теорий в принципе невозможен «решающий эксперимент», который позволял бы однозначно их подтвердить или опровергнуть. У. Куайн выдвинул более сильное утверждение относительно возможности в любом случае спасти к.-л. компонент теоретической системы перед лицом возникших экспериментальных трудностей: «Любое утверждение может рассматриваться как истинное, несмотря ни на что, если мы сделаем достаточно решительные корректировки в каком-то ином фрагменте системы». Эти два варианта Д.—К.т. явно не эквивалентны и фактически предполагают различные подходы. Из формулировки Дюэма следует лишь, что поиск ответственной за отрицательный результат эксперимента гипотезы в составе некоторой теоретической системы — дело полностью безнадежное, поскольку, с одной стороны, логически это никак не гарантировано, а с другой — любая такая гипотеза не поддается сепаратной эмпирической проверке. Такой вывод не означает, что при любых условиях можно избежать отказа от теоретической системы путем изменения к.-л. ее фрагмента. К тому же он явно противоречил бы общей методологической позиции Дюэма, недвусмысленно допускавшей отказ от фундаментальных научных теорий. Характерно, что формулировка Куайна оставляет открытым вопрос о возможности сепаратной проверки гипотез, поскольку в ней акцентируется внимание лишь на том, как избежать опровержения к.-л. элемента теоретической системы. Не исключено, что утверждение Куайна вообще не имеет прямого отношения к гипотезам, т.к. оно было высказано им в связи с критикой логического эмпиризма по вопросу о разграничении между аналитическими и синтетическими суждениями, для чего достаточно лишь тривиальной справедливости его тезиса. Но в этом случае едва ли могут возникнуть к.-л. принципиальные возражения, т.к. заранее допускалась бы возможность изменения семантических правил языка научной теории без каких-то ограничений. Однако именно это допущение оказывается неприемлемым, поскольку семантические правила научных теорий всегда формулируются с учетом стабильных отношений неязыковых объектов, и их возможное изменение имеет определенные границы. Попытки спасти теорию не могут, напр., привести к полному разрушению ее центральных гипотез или постулатов. Но даже если не накладывать никаких ограничений на добавление вспомогательных гипотез относительно референтов научной теории или экспериментальной установки, то в конце концов ученые все же будут вынуждены обратить свое внимание на ее исходные фундаментальные допущения под влиянием внешнего фактора — все увеличивающегося числа успешных предсказаний конкурирующей теории.


kazak7484
ДИВА - богиня охоты и лесов, дочь Перуна.
ДОЛЯ - богиня удачи, счастливой судьбы.
Galchonok65
Дюэм, Дюгем (Duhem) Пьер
(1861 — 1916) — фр. физик-теоретик, философ и историк науки. Проф. физики в ун-тах Лилля, Ренна, Бордо. Автор работ в области термодинамики, гидродинамики, теории упругости. Одним из первых осознал важную роль истории науки для эпистемологии.
Galchonok65
Дьявол
(от греч. diábolos, буквально – клеветник), Сатана (в исламе – Иблис), в учениях некоторых религий (христианстве, исламе и др.) – злой дух или глава злых духов, «нечистой силы», противостоящий богу, толкающий человека к греху, властелин ада, олицетворение зла.


Galchonok65
Дева
(санскрит) Бог. Богиня (дэви, деви), божество. Предпочтительным считается название дева, т.к. в Иране дэвами называют злых духов. Индуистский пантеон один из самых «населенных», в него включен даже Будда Шакьямуни. В буддизме идея бога-творца отсутствует, а боги, бодхисаттвы?, будды и божества считаются порождениями сознания разного уровня, подчиняющимися законам сансарического существования. Признается шесть групп богов низшего чувственного уровня (камалока), восемнадцать групп богов уровня восприятия только форм и цвета (рупалока) и четыре группы богов высшего уровня состояния сознания (арупалока). Получая освобождение, человек поднимается над богами
Galchonok65
Дедукция
(от лат. deductio — выведение) — переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Характерная особенность Д. заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет только к истинному заключению.


Д. как умозаключению, опирающемуся на логический закон и с необходимостью дающему истинное заключение из истинных посылок, противопоставляется индукция — умозаключение, не опирающееся на закон логики и ведущее от истинных посылок к вероятному, или проблематичному, заключению.


Galchonok65
Дескрипция
(от лат. describere — описывать) — описание, описательное высказывание, являющееся истинным или ложным; дескриптивный — описательный. Противоположность — прескрипция, предписание. Напр., дескриптивная этика — этика, дающая чистое описание моральной жизни и не формулирующая к.-л. норм; дескриптивный метод в науке — чисто описательный метод

Страницы: [1]2

Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов -> "Д"





Проститутки Киева | индивидуалки Москвы | Эротический массаж в Москве | Элитный эскорт