Взрослая социальная сеть
Текстовая версия форума
Знакомства для секса Регистрация


"Т"

Текстовая версия форума: Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов



Полная версия топика:
"Т" -> Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов


Страницы: [1]

gayatri
ТАМАС
(Санскр.) Качество тьмы, "загрязненности" и инертности; также качество невежества, так как материя слепа. Термин, используемый в метафизической философии. Это низшая из трех гун или основных качеств.

ТАНАИМ
(Евр.) Еврейские Посвященные, очень ученые каббалисты древних времен. "Талмуд" содержит различные легенды о них и приводятся имена главных из них.

ТАТХАГАТА
(Санскр.) "Тот, который подобен грядущему"; тот, кто, подобно своим предшественникам (Буддам) и преемникам, является грядущим будущим Буддой или Спасителем Мира. Один из титулов Гаутамы Будды, и самый высший, поскольку первый и последний Будда были прямыми непосредственными аватарами Единого Божества.

ТАТТВА
(Санскр.) Вечно сущее "То"; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. "Таттва Самаса" - труд по философии Санкхья, приписываемый самому Капиле.
Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и метафизические. Тонкие элементы - пять экзотерически, семь в эзотерической философии - относящиеся с пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства все еще латентны в человеке, но будут развиты в последних двух коренных расах.

ТАУ
(Евр.) То, что теперь стало еврейской квадратной буквой тау, но задолго до изобретения еврейского алфавита являлось египетским крестом с рукояткой, крукс ансата римских народов, и идентично с египетским анкх. Этот знак принадлежал и теперь принадлежит исключительно Адептам каждой страны. Как доказывает Кеннет Р.Ф.Маккензи, "это был символ спасения и освящения, и как таковой был принят в качестве масонского символа в Royal Arch Degree". Он также называется астрономическим крестом, и им пользовались древние мексиканцы - что доказывает его присутствие на одном из храмов Паленке, - также как и индусы, ставившие тау в качестве знака на лбу своих Чела.

ТЕЛЕЦ
(Лат.) Одно из самых таинственных созвездий Зодиака, связанное со всеми "Первородными" солнечными богами. Телец отмечен буквой A, которая является его знаком в еврейском алфавите - буквой Алеф; и потому это созвездие называется "Один", "Первый" - по вышеупомянутой букве. Отсюда и "Первородные", которым всем оно и было посвящено. Бык есть символ силы и порождающей мощи - Логоса; отсюда и рога на голове Изиды, женского аспекта Озириса и Гора. Древние мистики в рогах Тельца (верхняя часть еврейского Алефа) усматривали крест с рукояткой, отбрасывающий Дракона, а христиане связывали этот знак и созвездие с Христом. Св.Августин называет его "великим Градом Бога"; египтяне - "толкователем божественного гласа", Апис-Пацисом Гермонта.

ТЕЛО ПРИЧИННОСТИ
Это "тело" в действительности не является телом, ни объективным, ни субъективным, это Буддхи, Духовная Душа, названная так потому, что является непосредственной причиной состояния Сушупти, ведущего к состоянию Турья, высшему состоянию Самадхи. "Тарака Раджа" Йоги называют его "Каранопадхи", "основой причины"; в системе Веданты оно соответствует и Вигнамамайа, и Анандамайа Коша (последнее следует за Атма и потому является проводником Вселенского Духа). Один Буддхи не может быть назван "Телом Причинности", но становится таковым в соединении с Манасом, перевоплощающейся Сущностью или ЭГО.
gayatri
ТЕОСОФИЯ
(Греч.) Религия Мудрости или "Божественная Мудрость". В практическом применении Теософия есть чисто божественная этика; определения, данные ей в словарях, просто бессмыслица, вздор, основанный на религиозном суеверии и невежестве в отношении истинного духа ранних розенкрейцеров и средневековых философов, называвших себя теософами.

ТЕОСОФЫ
Этим именем себя называли многие мистики различных периодов истории. Неоплатоники Александрии были теософами; алхимики и каббалисты средневековья назывались так же; это относится и к мартинистам, квиетистам и другим видам мистиков, либо действующих независимо, либо объединенных в братство или общество. Все истинные приверженцы божественной Мудрости и Истины имели и имеют больше права на это имя, чем те, которые, присвоив себе это название, живут и действуют вопреки принципам Теософии. Как обрисовано Кеннетом Р.Маккензи, теософы прошлых столетий - "чистые теоретики, не основывавшие школ, все же оказали безмолвное влияние на философию; и, без сомнения, когда наступит время, многие идеи, предложенные, таким образом, бессловесно, могут дать новые направления человеческой мысли.

Один из путей, по которым эти доктрины достигали не только авторитета, но и силы, был через определенных ревнителей в высших степенях Масонства. Все же эта сила в значительной степени угасла вместе с его основателями, и современное франкмасонство содержит мало следов теософического влияния. Какими бы точными и прекрасными ни были некоторые мысли Сведенборга, Пернетти, Пасквали, Сен Мартена, Маркони, Рагона и Шастанье, они оказывают лишь слабое непосредственное воздействие на общество".

Это верно в отношении теософов предыдущих трех столетий, но не современных. Ибо теософы нынешнего столетия уже оставили зримый отпечаток на современной литературе, и возбудили среди наиболее интеллигентных слоев человечества желание и рвение к какой-либо философии вместо слепой догматической веры прошлого. Такова разница между прошлой и современной Теософией.
gayatri
ТЕУРГИЯ
Ритуалы для привлечения на Землю планетарных и других Духов и Богов. Для достижения подобной цели Теург должен быть абсолютно чист и бескорыстен в своих помыслах. Применение Теургии на практике в настоящее время весьма нежелательно и даже опасно. Мир стал слишком развращенным и безнравственным для применения того, что могли дерзать сделать без вреда для себя лишь такие святые и ученые мужи как Аммоний, Плотин, Порфирий и Ямвлих (самые образованные Теурги из всех). В наши дни Теургия или Божественная благотворная Магия подвержена слишком большой опасности стать гоэтией, другими словами - Колдовством. Теургия - первый из трех разделов Магии, коими являются теургия, гоэтия и природная магия.

ТРАЙЛОКЬЯ или Трилокья
(Санскр.) Букв., "три сферы" или мира; дополнительная триада к браминской четверке миров под названием Бхуванатрайа. Буддийский светский мирянин назовет лишь три деления каждого мира, тогда как непосвященный брамин будет утверждать, что их четыре. Четыре деления последнего суть чисто физические и чувственные, Трайлокья буддистов - чисто духовные и этические. Полное описание браминского деления можно найти под словом Вьяхрити, а пока что разница достаточно представлена в следующей параллели: - Браминское Деление Миров.

1. Бхур, земля.
2. Бхува, небеса, небесный свод.
3. Свар, атмосфера, небо.
4. Махар, вечная светящаяся сущность.

Буддийское Деление Сфер.
1. Мир желания, Камадхату или Камалока.
2. Мир формы, Рупадхату.
3. Бесформенный мир, Арупадхату.

Все это миры посмертных состояний. Например, Камалока или Камадхату, сфера Мары, есть то, что средневековые и современные каббалисты называют миром астрального света, и "миром оболочек". Камалока, подобно всем остальным областям, имеет свои семь делений, низшее из которых начинается на земле или, невидимо, в ее атмосфере; шесть других постепенно уходят ввысь, причем самое высшее является обителью тех, кто умерли в результате несчастного случая или самоубийства в припадке временного умопомешательства, или иным образом явились жертвами внешних сил. Это есть место, где все те, кто умерли до истечения времени, отпущенного им, и высшие принципы которых, поэтому, не идут сразу в состояние Дэвачана, - спят сладким сном забвения без сновидений, по окончании которого они или немедленно воплощаются, или постепенно переходят в состояние Дэвачана.

Рупадхату есть небесный мир форм, или то, что мы называем Дэвачаном. Непосвященные брамины, китайские и другие буддисты делят Рупадхату на восемнадцать Брамов или Дэва-лок; жизнь души там длится от полу-Юги до 16 000 Юг или Кальп, и высота "Теней" составляет от полу-йоджаны до 16 000 йоджан (йоджана - мера длины от пяти с половиной до десяти миль!!); и тому подобное теологическое чушь, вышедшая из жреческих мозгов. Но Эзотерическая Философия учит, что хотя для Эго в это время существует, в полном объеме или в одной из сохраняющих его форм (как во сне), все же, так как Рупадхату есть чисто ментальная сфера, и состояние, то сами Эго вне пределов собственного сознания не имеет формы.

Эзотеризм делит эту "сферу" на семь Дхиан, "сфер" или состояний созерцания, которые являются не местностями, но их ментальными представителями. Арупадхату: эта "сфера" опять делится на семь Дхиан, еще более абстрактных и бесформенных, ибо этот "Мир" лишен вообще каких-либо форм или желаний. Это высшая сфера посмертной Трайлоньи; и так как это обитель тех, кто уже почти готовы для Нирваны, и по существу, является самим порогом состояния Нирваны, то ясно, что в Арупадхату (или Арупавачара) не может быть ни формы, ни ощущения, ни какого-либо чувства, связанного с нашей трехмерной Вселенной.
gayatri
ТРИКАЯ
(Санскр.) Букв., три тела или формы. Это исключительно сложное учение, которое, все же, когда понято, объясняет тайну всякой триады или троицы, и служит подлинным ключом к каждому троякому метафизическому символу. В самой простой и понятной форме это можно найти в человеческом Существе в его тройном делении на дух, душу и тело, и во вселенной, рассматриваемой пантеистически, как единство, составленное из Божественного, чисто духовного Принципа, Божественных Существ - его непосредственных лучей, и Человечества. Начало этого можно найти в учениях доисторической Религии Мудрости, или Эзотерической Философии. Величественный Пантеистический идеал, который из неизвестной и непознаваемой Сущности превращается сначала в субъективную, затем в объективную материю, находятся в основе всех этих триад и троиц.

Так, в философском Северном Буддизме мы находим:

(1) Ади-Будду (или Предвечный Вселенский Разум);

(2) Дхиани-Будд (или Бодхисаттв);

(3) Мануши (Человеческих) Будд.

У европейцев мы находим то же самое: Бога, Ангелов и Человечество, теологически символизированное Богом-Человеком.

Тримурти Брахманизма, а также и тройное тело Шивы в Шиваизме - оба рассматривались на той же основе, если даже и не полностью совпадали с Эзотерическими учениями.

Поэтому, нечего удивляться, если оказывается, что эта концепция о тройном теле - или одеяниях Нирманакая, Самбхогакая и Дхармакая, самая величественная доктрина Эзотерической Философии - принята в более или менее извращенном виде почти каждой религиозной сектой, и совершенно неправильно истолкована востоковедами. Так, в своем общем смысле, тройное тело символизирует статую Будды, его учения и его ступы; в жреческих концепциях это относится к буддийскому обету веры, называемому Триратна, что есть формула "прибегаю к Будде, Дхарме и Сангхе". Народное воображение наделяет Будду вездесущностью, ставя его, тем самым, на одну полку с антропоморфическим богом, и понижая его до уровня родового божества; и, вследствие этого, впадает в явные противоречия, как в Тибете и Китае. Так, экзотерическая доктрина, похоже, учит, что, находясь в своем теле Нирманакая (которое прошло через 100 000 коти преображений на земле), он, Будда, в то же время есть Лочана (небесный Дхиани-Бодхисаттва), в своем Самбхогакая "одеянии абсолютного совершенства", и в Дхиане, или состоянии, которое должно отрезать его от мира и всего связанного с ним; и, наконец, и в заключении, он, будучи Нирманакая и Самбхогакая, кроме того еще и Дхармакая "абсолютной чистоты", Вайрочана или Дхиани-Будда в полной Нирване! (См. Эйтель, "Sanskrit-Chinese Dictionary".)

Это - мешанина непримиримых противоречий, которая миссионерами и некоторыми востоковедами выдается за философские догмы Северного Буддизма. И если это не уменьшенное искажение философии, внушающей страх этим сторонникам религии, основанной на неразрешимых противоречиях и охраняемых "тайнах", то тогда это плод невежества. Так как Трайлокья, Трикая и Триратна суть три аспекта одних и тех же концепций, и должны быть, так сказать, слиты в одном, то этот вопрос дольше объясняется под каждым из этих терминов.

ТРИМУРТИ
(Санскр.) Букв., "три лика", или "тройная форма" - Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Но это более поздняя мысль, так как в "Ведах" ни Брама, ни Шива неизвестны, и ведийская Троица состоит из Агни, Вайю и Сурьи; или, как объяснено в "Нирукте", из земного огня, атмосферного (или воздушного), и небесного огня, так как Агни есть бог огня, Вайю - воздуха, а Сурья есть солнце. Как сказано в "Падма Пуране": "В начале великий Вишну, пожелав сотворить весь мир, стал тройным создателем, хранителем и разрушителем. Чтобы построить этот мир, Всевышний Дух эманировал из правого бока своего тела сам себя как Браму; затем, чтобы сохранить вселенную, он из левого бока своего тела создал Вишну; и чтобы разрушить мир, он из середины своего тела сотворил вечного Шиву. Одни поклоняются Браме, другие - Вишну, третьи - Шиве; но Вишну, единый и все же тройственный, создает, хранит и разрушает, потому пусть благочестивые не делают разницы между этими тремя".

По существу, все эти три "личности" Тримурти, являются просто тремя характерными гунами или атрибутами этой вселенной дифференцированного Духа-Материи, само-создающейся, само-хранящейся и само-разрушающейся, с целью возрождения и усовершенствования. Это есть правильное значение; и это являет Брама как олицетворение Раджогуны, атрибута или свойства активности, желания порождать потомство, того желания, благодаря которому вся вселенная и все в ней вызвано к жизни. Вишну есть олицетворение Саттва-гуны, того качества сохранения, возникающего из спокойствия и мирного покоя наслаждения, которое характеризует промежуточный период между полной зрелостью и началом упадка; тогда как Шива - олицетворение Тамогуны - что есть качество застоя и конечного разложения - конечно, становится разрушителем. Это является настолько же высоко философским под своей маской антропоморфизма, насколько нефилософично и абсурдно держаться за мертвую букву первоначальной концепции и навязывать ее миру.
gayatri
ТХЕРАВАДА
Единственная сохранившаяся из 18 школ раннего буддизма. Однако не относится к хинаяне, или «Малой колеснице». В переводе «тхеравада» означает «учение старейших». Самая консервативная школа буддизма, наиболее близкая к учению Шакьямуни. Долгое время буддологи, особенно английские и американские, практически отождествляли тхераваду с первоначальным буддизмом. Цель тхеравады — достижение состояния архата, человека, полностью свободного от всех заблуждений. По сравнению с махаяной, более рационалистический дух, более простые ритуалы. Тексты написаны на языке пали, языка, ставшего одним из "родителей" санскрита. Сложившись в Индии, тхеравада ушла из нее; сейчас является основной религией на Шри-Ланке, в Лаосе, Камбодже, Таиланде, Бирме (Мьянме), Самое распространенное направление буддизма в Америке, имеет широкое распространение в Европе.
Capricornus
ТРИКИРИЙ (греч. «трехсвечник»), подсвечник для трех свечей, является принадлежностью архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Св. Троицы. Во время богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:04
Incendiary
ТУТАНЬЧЖАЙ - В даосизме один из двух важнейших постов - пост грязи и угля.

ТАЛМУД - собрание законоположений иудаистской религии. Является основным богословским сборником иудаизма. Талмуд сформировался в течение многих веков, с IV века до н.э. до IV века н.э. Столетиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поколению.

ТАНАХ - аббревиатура слов "Тора", "Небиим", "Кетубим", древнееврейское обозначение трех отделов - Пятикнижие, Пророки, Писания, составляющих Ветхий завет. Используется в терминологии иудаизма.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:05
Shishat
ТАЙЦЗИ (Таг Chi) — Мудрецы Китая употребляли слово тайцзи для обозначения того, к чему мы возвращаемся, покинув этот мир. Это предел или конец всего воплощенного. Это воссоединение с Богом. Состояние человека, достигающего тайцзи, можно сравнить лишь с блаженством.
Shishat
ТАНМАТРА (Tanmatras) — Это пять фундаментальных принципов, которые соответствуют пяти основным чувствам человека: осязание, зрение, слух, вкус и обоняние. Мы обладаем ими, когда находимся в сознательном состоянии. Эти чувства соответствуют воздуху, огню, земле, эфиру и воде.
Incendiary
ТЕИЗМ - Класс религий, признающих безраздельную власть над миром одного высшего существа - бога; понимающих бога как абсолютную личность, существующую вне мира, как правило, создавшую мир и действующую в нем. Потусторонность теистического бога отличает теизм от пантеизма, а наличие непрерывной активности бога - от деизма. Термин впервые применен Р.Кедвортом.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:05
Incendiary
ТРАДУЦИОНИЗМ - В ортодоксальной христианской церкви доктрина (позднее отвергнутая официальной церковью и подхваченная некоторыми ересями, в частности, богомилами), утверждающая, что новая душа рождается от совокупления родительских.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:11
Nika-hl
ТИХОН (Белавин)

(Василий Иванович Белавин, 1865-1925) - Патриарх Московский и всея России, избранный на Всероссийском Поместном Соборе в 1917 г.
Осудил деятельность советской власти за ее борьбу против Церкви и религии. Причислен к лику святых: в 1981 г. - Русской Православной Церковью Заграницей, в 1989 г. - Русской Православной Церковью (Московским Патриархатом).

ТИПИКОН

Типик (греч.), или Устав - богослужебная книга, в которой изложен порядок совершения церковных служб с соответствующими комментариями.
В Типиконе дается полное описание воскресных всенощных бдений - краткое и подробное, которое располагается по месяцам и дням всего церковного года, а также указывается, как следует соединять службы, совершаемые в праздники и дни памяти святых с изменяемыми частями богослужения в разные дни года.
В Типиконе также изложены правила о пище, как для всех христиан, так и для монахов. В конце Типикона помещены храмовые главы, Пасхалия и Лунник.

Первый церковный устав, составленный и написанный в VI веке св. Саввой Освященным, получил название Палестинского, или Иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хосрова на Палестину. Впоследствии он был восстановлен св. Софронием, патриархом Иерусалимским и в VIII веке дополнен св. Иоанном Дамаскином и Козьмой Маюмским. Дополненный вариант Иерусалимского устава стал широко применяться в греческих церквах , и особенно в монастыре студитов в Константинополе. На основе Иерусалимского устава студитами был создан собственный, Студийский устав, куда были добавлены песнопения самого Феодора Студита и его брата Иосифа, а также Митрофана, Анатолия, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и митрополита Никомидийского Григория.
Значительные дополнения в Устав были сделаны в X веке Марком, монахом обители св. Саввы, ставшим впоследствии епископом Идрунтским. Он внес в Устав правила о песнопениях греческой Церкви, составленных в IX и X вв., и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день выпадало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились также Никон Черногорец (XI в.) и патриарх Константинопольский Филофей. Некоторые статьи Филофеева Устава перешли в греческие старопечатные типики и в славянские списки Устава.
Наряду с Иерусалимским уставом, на развитие и формирование богослужебных и дисциплинарных правил оказывал влияние и Студийский устав. Однако в XV в. Иерусалимский устав уже полностью вытеснил Студийский и окончательно утвердился во всех церквах и монастырях Греции, в землях южных славян и на Руси.
В России Иерусалимский устав появился под названием LОко Церковное¦. Его перевод с греческого языка был сделан Афанасием, основателем Высотского монастыря, жившим в Константинополе в конце XIV v начале XV вв. Списки Уставов в России видоизменялись и дополнялись службами русским святым; на основе греческих статей были составлены храмовые главы; греческие обряды были адаптированы и приспособлены к условиям русской жизни.
Первое печатное и официально исправленное издание Типикона в России относится к 1610. Из последующих изданий важнейшее значение имели Устав, изданный в 1682 году при патриархе Иоакиме и Типикон, изданный в 1695 году при патриархе Адриане. Издание Типикона 1695 г. отличается от издания 1682 г. пересмотром месяцесловной части и приведением ее в соответствие с исправленными Минеями. Все, что было издано позднее, вплоть до 1877 г., ограничивается незначительными изменениями в тексте и корректурными правками.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:12
Nika-hl
ТЕРЕЗА ГОНДЖА БОЯДЖИУ (Калькуттская)

(Мать Тереза) - религиозная и общественная деятельница. В миру - Агнесса Гонджа Бояджиу. Родилась 27 августа 1910 г. на Балканах, как считается, в Албании, однако в дни похорон монахини Республика Македония заявила, что местом ее рождения был город Скопье, столица этого государства.
В восемнадцать лет она уехала в Ирландию, где вступила в монашеский орден "Ирландские сестры Лорето". В 1931 г. приняла постриг и получила имя Тереза в честь канонизированной в 1927 г. францисканской монахини Терезы (из Лизье), известной своей добротой и милосердием.
Вскоре орден направил ее в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 г. она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 г. основала там общину Ордена милосердия, деятельность которого направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
С 1965 г. деятельность Ордена милосердия переступила границы Индии и на сегодняшний день он имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Его миссии как правило действуют в районах стихийных и экономических бедствий.
В 1979 г. Терезе Калькуттской была присуждена Нобелевская премия "За деятельность в помощь страждущему человеку". Она умерла в 1997 г. в возрасте 87 лет. В настоящее время рассматривается вопрос о ее канонизации.

ТАНТРА

Санскр. "непрерывность", "поток". 1. Одно из названий ваджраяны. 2. Базовые тексты ваджраяны, которые наряду с сутрами считаются словом Будды, например, Калачакра-тантра, Гухьясамаджа-тантра и ряд других.
В тибетский буддийский канон входит 2606 текстов, причисляемых к разделу тантры. Обычно их разделяют на 4 класса: 1) Крия-тантра ("Тантра действия") - руководства, ориентированные на внешние ритуальные действия; 2) Чарья-тантра ("Тантра исполнения"), включают в равной степени внешние ритуальные действия и йогическую медитацию; 3) Йога-тантра, как и следует из их названия, направлены преимущественно на йогическую медитацию и 4) Ануттара-йога-тантра ("Тантра наивысшей йоги"), подразделямые далее на "отцовские" и "материнские" тантры. Первые в практике соединения "метода сострадания" и "мудрости относительности" отдают предпочтение "методу", а вторые - "мудрости".
Учение тантры представляет собой приближеннное к культовой практике развитие положений традиционной буддийской философии йогачара-мадхьямики.

ТАКБИР

Молитвенная формула "Аллаху акбар" ("Аллах - велик!"). Многократный такбир - одна из характерных особенностей мусульманского культа.
Такбир входит в призыв на молитву (азан), повторяется в ходе нее пять раз и множество раз во время дополнительных молитв. Он произносится и тогда, когда по мусульманским правилам режут скот, мясо которого предназначено в пищу.
Такбир используется как одна из основ мусульманских орнаментов, украшающих мечети, мавзолеи и надгробия, применяется в прикладном искусстве, в каллиграфии.
Такбир служит также в качесте мусульманского боевого клича.

ТАВИФА (серна; Деян 9:36-34) - одна из учениц, т.е. Христовых, жившая в Иоппии (ныне Яффа), которая была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Во время пребывания ап. Петра в Лидде, она занемогла и умерла, и была уже приготовлена к погребению. Ап. Петр, приглашенный верующими, прибыл из Лидды в Иоппию, и вошел в горницу, где лежала умершая, окруженная плачущими вдовицами. Вдовицы в слезах показали апостолу рубашки и платья, какие шила неустанно Тавифа, чтобы тем помогать бедным. Выслав всех вон, Петр помолился и сказал: "Тавифа, встань!" Тавифа открыла глаза и села. Затем, призвавши вдовиц и прочих верующих, он представил им ее живою. Это чудо имело большое влияние на жителей Иоппии, и многие уверовали в Иисуса Христа.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:14
Nika-hl
ТОТ
Бог в египетской религии.

ТОНХАК ( ВОСТОЧНОЕ УЧЕНИЕ)
Националистическое общественно-религиозное движение корейцев. Сформировалась в 60-е годы XIX века как противоположное "Западному учению", т.е. христианству. Движение было направлено против внутригосударственной коррупции и агрессии иностранных государств, и получило широчайшую поддержку населения. В начале 90-х годов XIX века движение Тонхак переросло в крестьянскую революцию. В начале XX века учение было переименовано в Чхондоге, которое стало самым массовым религиозным движением в Корее.

ТИТЛОВЦЫ
Одна из групп федосеевского согласия в беспоповском течении старообрядчества. Разошлись с большинством сторонников федосеевского согласия в вопросе надписи на кресте I.Н.Ц.I (Исус Назореянин Царь Иудейский) и приняли поморский вариант Ц.С.I.Х.С.Б. (Царь Славы Исус Христос Сын Божий).

ТИСИФОНА
Тисифона - в древнегреческой мифологии богиня мщения, одна из Эриний. [ Греческие боги ]

ТИЕНТХИЕН
Каодаистская религиозная группа.

ТЕУРГИЯ
Греч.- букв. божественное действие, чудо. Вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий подчиняя своей воле действия богов и духов.

ТЕНГРИ-ХАН
Образ небесного духа-хозяина, широко распространенный среди народов Центральной Азии. Известен среди кипчаков как Тенгри (Тенгери), бурятов - Тэнгэри, монголов - Тэнгер, чувашей - Тура. Является объектом культа в религии тенгрианства.


ТАЙЦЗИ
Великий Предел, единая субстанция в понятиях неоконфуцианства.
Nika-hl
ТАЙПИН ДО
Даосская секта. Основана проповедником Чжан Цзяо. Название секты в переводе означает "Путь великого спокойствия". Cвященным каноном секты стало сочинение "Тайпин цинлиншу"

ТОРА
Первые пять книг Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Древнейший памятник иудейской и христианской религии. Основная часть Торы была создана в IX - VII веках до н.э. Окончательная редакция и первая публикация Торы - в V веке до н.э. в Иерусалиме.

ТОКУМИЦУ-КЕ
Вероучение, основанное в 1912 г. Канада Токумицу. В 1919 г, после смерти Токумицу, на основе вероучения была создана синкретическая синтоистско-буддийская секта Дзиндо Токумицу-ке, затем, в качестве подразделения секты Фусо-ке - секта Дзидзо Токумицу-ке (Хито-но мити). В 1946 г. вероучение токумицу-ке легло в основу синкретической религии PL-Кедан.

ТИТАНЫ
В греческой мифологии сыновья Урана и Геи, боги, побежденные Зевсом и свергнутые им в Тартар. В позднейших мифах тианов смешивают с гигантами. [ Греческие боги ]

ТИПИТАКА (Палийский Канон, Трипитака)
Пали, три корзины; санскр. - трипитака - собрание буддийских текстов на языка пали. Известна также как Палийский канон. От аналогичных собраний на пракритах и санскрите сохранились лишь фрагменты. Основа Типитаки была изложена на Первом буддийском соборЕ.

Nika-hl
ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ
Одно из течений буддизма махаяны. Образовался в V - VI веке н.э., отколовшись от Ваджраяны под влиянием индийского тантризма. В V - VI веках население северных районов Индии переселялось в соседние страны, в том числе через гималайские перевалы в Тибет. По легенде, индийские буддисты пытались обратить в свою веру царя Латотори, что вызвало сопротивление со стороны населения Тибета. Ориентировочно в V веке н.э. буддизм появился в Тибете, затем распространился на севере Китая, в XVI-XVII веке проник в Монголию, Сибирь, Туву, Калмыкию. Исторические источники тибетского буддизма доступны начиная с царствования в Тибете Сронцзангамбо (620-650 гг), который по политическим соображениям принял буддизм в качестве государственной религии.

ТЕОДИЦИЯ
Франц. "Оправдание Бога" - общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего бога с наличием мирового зла, "оправдать" бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сил и темных сторон бытия. Термин введен Г.В.Лейбницем в 1710 г.

ТЕНРГИАНСТВО
Религия турков-кипчаков, населявших страну Дешт-и-Кипчак, известных в Европе под именами "гунны", "варвары", "геты". Основана на культе Тенгри-хана, который сложился примерно в V - III веке до н.э. Кроме Тенгри-хана, кипчаки почитали богиню Умай, которая олицетворяла земное начало. Образ Умай, по некоторым данным, заимствован из индуизма. Свою покорность Тенгри-хану кипчаки подчеркивали, используя древнейший символ - аджи, знак равностороннего креста, который наносили на лоб краской или в виде татуировки.

ТАНТРИЗМ
Направление в буддизме и индуизме. Возникло в первые века н.э. Восприняло методы йоги и разработало систему эзотерической практики. В основе религиозно-философской концепции - идея человека-микрокосма и представление о некоем половом энергетическом нача
Nika-hl
ТРОПАРЬ
- жанр церковной гимнографии. Исходно представлял собой краткое песнопение, музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV - V вв. появились стихотворные тропари. С развитием церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона, стихира, ипакои, кондак и др. В настоящее время собственно тропарем называется краткое песнопение, посвященное празднику, святому, данному богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласам.

ТРИСВЯТОЕ
- молитва "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Обращена ко всем трем лицам Святой Троицы. Согласно преданию, была услышана мальчиком от ангелов во время землетрясения в Константинополе (ок. 438-439 г.). После пения трисвятого народом землетрясение прекратилось. С V в. входит в широкое богослужебное употребление. Трисвятое находится в составе начала обычного, поется перед чтением Апостола на литургии, в конце великого славословия на утрене и др.

ТРИОДЬ
(греч. трипесенный) - книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. По содержанию различаются Триодь Постная и Триодь Цветная. Постная содержит службы Великого поста и трех предшествующих недель. Цветная, иначе называемая пентикостарион (греч. пятидесятница), содержит службы от Пасхи до недели Всех святых (т.е. Пятидесятницы и еще одной недели). Название происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов.
Nika-hl
ТРИКИРИЙ
(греч. трехсвечник) - подсвечник для трех свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Во время богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ.

ТРЕЗВОН
- праздничный радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные места богослужения, во время крестного хода и др.

ТРЕБЫ
- богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию). Требы делятся на содержащие совершения таинств - крещение, миропомазание, венчание, исповедь, елеосвящение; и не содержащие - отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение дома, колодца и т.п. Совершителями треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое в крайних случаях может совершаться мирянином). Чинопоследования треб содержатся в требнике.
Nika-hl
ТРЕБНИК
- богослужебная книга, содержащая чинопоследования треб. Различаются малый требник и большой требник, более полный (напр. малый требник не содержит последования пострига).

ТРАПЕЗНАЯ
(греч. стол, еда) - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме
Nika-hl
ТЬМА ВНЕШНЯЯ
Место жительства дьявола и его последователей.

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
Тысяча лет мира, когда Иисус Христос будет вечно царствовать на земле.
Galchonok65
Тюбингенская школа
Направление в нем. теологии, развивавшееся в ун-те в г. Тюбинген. Понятие «Т. ш.» может употребляться в широком и узком смысле. При употреблении в широком смысле Т. ш. является обозначением трех теологических школ, оформившихся в Тюбингенском ун-те — двух протестантских и одной католической. (В связи с этим в литературе иногда используется и понятие «Тюбингенские школы».) «Старая» протестантская Т. ш., существовавшая на рубеже 18—19 вв., подчеркивала значение сверхъестественного Откровения и авторитет Библии. Т. ш. в кон. 19 в. стремилась примирить церковное учение с современной философией и научным исследованием Библии.

Galchonok65
Турия
Четвертое состояние, которое может быть достигнуто в медитации, когда сознание выходит за пределы манаса (мышления), буддхи (проницательности, мудрости по отношению к субъективному) и аханкары (склонности к разделению). Это состояние невозможно описать в категориях мыслей, любви или воли. Три состояния сознания, предшествующие этому, могут быть описаны как мышление в Многоообразии, любовь в Дуальности и воля в Единени
Galchonok65
Тантризм
Направление в буддизме и индуизме. Возникло в первые века н.э. Восприняло методы йоги и разработало систему эзотерической практики.


Galchonok65
Тантры
Базовые тексты ваджраяны, которые наряду с сутрами считаются словом Будды, например, Калачакра-тантра, Гухьясамаджа-тантра и ряд других.

В тибетский буддийский канон входит 2606 текстов, причисляемых к разделу тантры. Обычно их разделяют на 4 класса:
1) Крия-тантра («Тантра действия») – руководства, ориентированные на внешние ритуальные действия;
2) Чарья-тантра («Тантра исполнения»), включают в равной степени внешние ритуальные действия и йогическую медитацию;
3) Йога-тантра, как и следует из их названия, направлены преимущественно на йогическую медитацию и
4) Ануттара-йога-тантра («Тантра наивысшей йоги»), подразделямые далее на «отцовские» и «материнские» тантры. Первые в практике соединения «метода сострадания» и «мудрости относительности» отдают предпочтение «методу», а вторые – «мудрости».
Galchonok65
Тапас
Один из обрядов, которые йогу следует проводить в повседневной мирской жизни. Слово «тапас» (tapas) происходит от корня, означающего «нагревать», «накалять», то есть означает рвение и полноту усилий. Иногда его рассматривают как очищающие действия, ибо они устраняют нечистоту. В системе раджа-йоги это понятие относится в первую очередь к телу, и означает надлежащий уход за ним. Часто этот термин переводят как «аскетизм»; в этом значении это воспринимается иногда даже в Индии так называемыми «йогами», которые доводят эту идею до крайностей, иногда даже до умерщвления плоти и самопричиненных повреждений тела. Для людей, склонных к комфорту, правильный уход за телом может показаться очень похожим на аскетизм, однако раджа-йога понимает под этим такую заботу о теле, при которой оно не беспокоит разум во время медитации; идея крайней аскетичности далека также от учения Патанджали, в котором он описывает совершенства тела, включающие его правильную форму, красоту и силу.
Galchonok65
ТИПИКОН (греч.образ, тип) - 1. Богослужебный устав. 2. Книга богослужебная, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников.

ТРАПЕЗНАЯ (греч.стол, еда) - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме


Страницы: [1]

Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов -> "Т"





Проститутки Киева | индивидуалки Москвы | Эротический массаж в Москве | Элитный эскорт