Взрослая социальная сеть
Текстовая версия форума
Знакомства для секса Регистрация


"Х"

Текстовая версия форума: Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов



Полная версия топика:
"Х" -> Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов


Страницы: [1]

gayatri
ХИНАЯНА
"Малая Колесница", Священное писание и школа Буддистов, в противоположность Махаяне, "Большой Колеснице". Обе школы мистические (см. Махаяна). В экзотерическом суеверии также низшая форма перевоплощения.

ХИРАНЬЯ ГАРБХА
(Санскр.) Лучистое или золотое яйцо или чрево. Эзотерически - лучезарный "огненный туман" или эфирное вещество, из которого была образована Вселенная.

ХРЕСТОС
(греч.) Раннее гностическое именование Христа. Этот специальный термин использовался в пятом веке до Р.Х. Эсхилом, Геродотом и др. Первый упоминает "Мантеумата пифокреста" или "пророчества, переданные Богом Пифий" через прорицательниц. Хрестерион - это не только "испытание пророчества", но и жертвоприношение для и ради пророчества. Хрестес - это тот, кто истолковывает пророчества, "пророк и предсказатель", а Хрестериос - тот, кто служит пророку или Богу.

Юстин Мученик, писатель самого раннего христианства, в своей Апологии называет своих единоверцев Хрестинанами. "Только по невежеству люди могут называть себя Христианами, вместо Хрестиан", говорит Лактантий (книга IV, глава VII). Термины Христос и Христиане, изначально писавшиеся Хрестос и Хрестиане, были взяты из храмового словаря язычников. В этом словаре слово Хрестос означало "ученик, проходящий испытание", кандидат в Иерофанты, тот, кто, если достигнет этого через Посвящение, долгие испытания и страдания, и будет помазан (т.е. "натерт маслом", как Посвященные или даже Идолы Богов, в качестве последнего штриха ритуального обряда), станет Христосом - "очищенным", на эзотерическом и мистическом языках.

В мистической символике, действительно, слово Христес или Христос означало, что "дорога", Путь, же пройдена и цель достигнута, когда плоды ревностного труда, объединяющего личность бренной плоти с неразрушимой ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ, превратили ее в бессмертное ЭГО. "В конце пути стоит Христес", Очиститель; и если соединение однажды совершилось, Хрестос, "человек скорби" стал самим Христосом.
Павел, Посвященный, знал это и именно это имел в виду, когда, согласно плохому переводу, говорил: "Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал., IV, 19), верный перевод таков: "...пока вы не воспитаете Христа в себе". Но непосвященные, знавшие только, что слово Хрестос было каким-то образом связано со жрецом и пророком, и ничего не знали о сокровенном значении слова Христос, настаивали, как Лактантий и Юстин Мученик на том, чтобы называться Хрестианами вместо Христиан.

Поэтому каждый добродетельный человек может найти Христа в своем "внутреннем человеке", как выражает это Павел (Ефес., III, 16-17), будь он иудеем, мусульманином, индуистом или христианином.
gayatri
ХИРАМ АБИФ
Библейский персонаж; искусный строитель и "сын вдовы", которого царь Соломон взял с собой из Тира для руководства постройкой Храма, и который позднее стал масонским персонажем, героем, вокруг которого разыгрывается вся драма или, вернее, игра масонского третьего посвящения. Каббала придает большое значение Хираму Абифу.

ХИРОН
1) кентавр, сын Кроноса (Сатурна) и Филиры, древнее фессалийское божество. Мифология Др.Греции наделяет Х. мудростью, справедливостью и благожелательностью к людям. Является наставником многих Др. Греческих героев: Ахилла, Геракла, Ясона, Диоскура и др. Обучался Х. музыке, врачеванию, гимнастике, охоте и прорицанию. По своей смерти кентавр Х. был взят на небо и превращен в созвездие Стрельца.
2) Астрономически Х. долгое время считался планетоидом, орбита которого располагалась между орбитами Сатурна и Урана. Период обращения - 57 лет. Однако последние изучение Х., проведенные американскими учеными, показали, что Х. является кометой.
3) Астрологически Х. выполняет функции проводника между человеком и высшими системами, миром 7-и планет и высшими планетами, открывая дорогу для дальнейшей эволюции. Х. относится к ден'овским планетам, являя собой высшую октаву Меркурия. Как таковой обители у Х. нет, но наиболее полно свою природу Х. проявляет в Стрельце и Весах, а слабее всего - в Овне и Близнецах. Считается, что в индивидуальной карте Х. показывает путь уравновешивания человека, а также области, в которых человек может проявлять двойственность, изменчивость, перевоплощаться.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:26
Incendiary
ХАВИС — приношение или возлияние на жертвенный огонь, жертвенная пища, обычно — молоко, топленое масло, лепешки, зерна и т. п.; иногда под X. подразумевается и сома.
Starla
ХАДЖЖ (араб. - паломничество) — паломничество в Мекку, один из пяти "столпов" - руки ислама. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить Х., а если почему-либо не способен сделать это, он может послать вместо себя заместителя. Посещение Мекки сопряжено с рядом церемоний: прослушивание проповеди у горы Арафат, символическое метание камней в дьявола, семикратный обход вокруг Каабы, молитв, питье воды из источника Зам-зам и др. Х. приурочивается к празднику жертвоприношения - курбан-байраму. Посещение Мекки в другое время называется малым паломничеством (умра).

ХАДЖИ — мусульманин, совершивший хаджж. Почетный титул, т.к. Х. считается особо благочестивым человеком.

ХАДИС — краткое повествование о высказываниях или поступках Мухаммеда. Состоит из двух частей: в первой перечисляются имена людей, передавших Х., вплоть до того человека, который лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. Х.-источники права, нравственности и религиозных предписаний. Х., отобранные известными теологами 9-10 вв. и признанные "подлинными", состаляют сунну - мусульманское св. предание.

ХАЛИФ — в раннем исламе глава мусульманской общины, избираемый для того, чтобы регулировать ее жизнь в соответствии с шариатом и следить за выполнением верующими божественных установлений, заповеданных Муххамедом.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:27
Starla
ХАРИЗМА — в христианстве - термин для обозначения даров Св.Духа, излитого им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике Пятидесятницы. Это мудрость, знание, пророчество, чудеса, исцеление и т.п. Существует представление, что харизма может изливаться на простых верующих при общении со С.Духом.

ХЕРУВИМЫ — одна из высших (вторая после серафимов) категорий ангелов в небесной иерархии. Изображаются шестикрылыми со множеством глаз.

ХРАМ — собирательный термин для обозначения зданий, в которых происходит отправление религиозного культа. В каждой конкретной религии Х. имеет особое наименование: в христианстве - собор, костел, кирха; в исламе - мечеть; в иудаизме - синагога. Здание Х. как место общения людей с богом в любой религии полисемантично. Например, в христианстве и буддизме - это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света.

ХРИСТИАНСТВО — одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в в восточных провинциях Римской империи как религия угнетенных, искавших избавления от бесчеловечных условий жизни в приходе месии (см.). Христианская идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве небесном. Главное в Х. учение о богочеловеке Иисусе Христе, который пришел на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Процесс формирования христианской догматики растянулся на несколько столетий. Основным догматом является почитание Иисуса Христа как второго лица Божественной Троицы, которая представляет собой единое Божество в 3 лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Священным писанием признаются Ветхий и Новый Завет.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:29
Incendiary
ХАТОР - Богиня в египетской религии, покровительница любви и веселья. Одна из немногих антропоморфных образов египетской религии.

ХУАНЛУЧЖАЙ - В даосизме один из двух важнейших постов - пост желтого талисмана.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:30
Shishat
«ХРОНИКИ АКАШИ» («Akashic Record»)— все происходящее в мире отображается на акаше точно так же, как световые импульсы записываются на кинопленке, а голос — на магнитной ленте.
Shishat
ХАРИ (Hari) — Иногда этим именем называют Вишну.

Incendiary
ХАОМА - Галюциногенный напиток, используемый в древнеиранской (до-зороастрийской) религии для религиозных обрядов. Осужден Заратустрой. По мнению ряда исследователей, аналогичен напитку Сома в ведическом культе Индии.

ХАРАИ - Очистительные обряды в синтоизме, состоящие в определенных формах воздержания, которые предшествуют важным церемониям и сопровождают менструации и смерть. Первоначально обряды соблюдались всеми верующими, но после реформы Мэйдзи (1868 год) обряды стали прерогативой синтоистского священнослужителя. Обряд заключается в том, что священнослужитель совершает очищение посредством специальной палочки хараигуси. Вслед за этим подносятся в дар ростки священного дерева сакаки - символа урожая. Основная часть церемонии - это подношения. Ритуал сопровождается музыкой, танцами и молитвами (норито), обращенными к Ками.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:30
Incendiary
ХАРАИГУСИ - Специальная палочка, используемая в синтоизме для совершения очистительного обряда хараи.

ХИРУКО - В японском синтоизме одно из первых божеств, сын Идзанаки и Идзанами.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:31
Nika-hl
ХИНАЯНА

Санскр. "малая колесница". Термин, которым с конца XIX в. европейские буддологи стали обозначать южные школы буддизма.
Этот термин не встречается в классическом палийском каноне Трипитака, а лишь изредка используется в буддийских текстах на санскрите, созданных до V в. н.э. С появлением в буддизме течения махаяны он приобретает оскорбительный смысл по отношению к последователям тхеравады, поскольку в своих сочинениях махаянистские авторы характеризовали хинаяну как самую примитивную часть махаяны ("большой колесницы"), а ее последователей - как извращающих учение Будды, за что им уготовлено пребывание в аду.
В период подготовки 6-го Всебуддийского Собора в Бирме (50-е гг. ХХ в.) между представителями тхеравады и других школ буддизма была достигнута договоренность о том, чтобы термин "хинаяна" не употреблялся по отношению к тхераваде.

ХИДЖРА

Хиджра (араб., буквально - переселение), переселение Пророка Мухаммеда и его приверженцев (мухаджиров) из Мекки в Ясриб (Медину), совершенное (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 года (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I (правил в 634-644) год хиджры. был объявлен началом мусульманского летосчисления. Поэтому хиджрой стала называться и мусульманская эра. Известны календари лунной хиджры (широко распространён во многих странах Ближнего и Среднего Востока и некоторых др.) и солнечной хиджры (в Иране, Афганистане, Турции и др.).
Исходный момент лунной хиджры, в пересчёте на наше летосчисление, соответствует 16 июля 622, а солнечной хиджры - 20-21 марта (дата весеннего равноденствия). Мусульманский лунный год содержит 354 дня и распределение дней по месяцам в календарях хиджры отличается от принятого григорианским календарём (которым пользуются практически во всём мире). Перевод дат хиджры на григорианский стиль и наоборот производится по специальным формулам и таблицам. Так, 1976 год григорианского календаря соответствует 1396/1397 году лунной хиджры и 1355/1356 году солнечной хиджры.

ХИДЖАБ

(араб.: преграда, завеса) (также чадра, паранджа) v покрывало, накидка, надеваемые женщинами-мусульманками при выходе на улицу и скрывающие лицо и руки. Первоначально хиджаб было предписано носить женам Пророка Мухаммеда, а затем всем свободным мусульманкам.
Ношение хиджаба получило широкое распространение в мусульманских городах, однако крестьянки, женщины кочевых и горских племен часто не носили и не носят хиджаб.
Существуют различные виды хиджаба v черные (иногда v других цветов) накидки для всей фигуры или только для лица, со специальной сеткой или отверстиями для глаз; черные полупрозрачные покрывала для головы и т. д.
Отказ от ношения хиджаба стал в ХХ в. символом стремления мусульманской женщины к эмансипации. Впервые демонстративный отказ от хиджаба имел место в Египте в 70-х годах XIX в.
Консервативные течения в исламе объявляют хиджаб одним из необходимых элементов исламской этики. В настоящее время в большинстве мусульманских стран получил распространение упрощенный вариант хиджаба v головной платок и одежда, закрывающая руки и шею.

ХАСИДИЗМ

Хасидизм - (от евр. хасид - благочестивый) - религиозное движение, возникшее в XVIII веке. среди евреев Польши, Литвы и России. Основатель: Израэль бен Елиэзер (Бешт) (1700-1760). Его учение противопоставлялось учению раввинов и было направлено на подрыв их влияния. Распространилось среди беднейших слоев еврейской общины как протест против засилья раввинов и богатых евреев.
Учение Бешта во многом опиралось на Каббалу и отличалось крайним мистицизмом. Он учил, что вне и кроме Бога ничего не существует, что человек занимает особое место в мире, имея целью служение Богу, познание божественных тайн и слияние с Богом, и, наконец, что эта цель может быть достигнута не изучением Торы и Талмуда, чего требуют раввины, а страстной молитвой, старательным исполнением всех религиозных заповедей - благочестивым поведением.
Согласно учению хасидов, среди благочестивых евреев ведущую роль играет "цадик" (праведник), наделенный силой чудотворения и предвидения. Отсюда - вера хасидов в харизматического лидера, первым из которых был сам Бешт. В дальнейшем его власть и авторитет в хасидской общине наследовали другие "цадики", и эта преемственность сохраняется до наших дней.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:33
Nika-hl
ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ

Одна из четырех "канонических" суннитских богословско-правовых школ, названная по имени своего основателя имама Ахмеда б. Ханбаля (780v855).
Ханбалиты одними из первых приступили к систематизации традиционалистской концепции вероучения. Они отвергали как буквальное, так и аллегорическое толкование Корана и хадисов, а также возможность любого рационалистического истолкования догматов веры.
Признавая безусловность божественного предопределения, последователи ханбалитского мазхаба считали, что вера (иман) зависит от совершаемых им благих поступков. Включение в понятие "веры" поступков человека как главного условия ее совершенствования послужило мотивировкой социальной активности ханбалитов.
Важной особенностью этого мазхаба является отрицание любых нововведений (бида) в области веручения и мусульманского права, не имеющих прямого обоснования в Коране и хадисах. Нетерпимый к "новшествам", ханбалитский мазхаб крайне строг в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата, но в то же время резко отвергает любые крайности в вероучении и жизни мусульманской общины.
Ханбалиты требовали подчинения "законному" правителю, предписывали добычу "хлеба насущности" всеми дозволенными способами.
В средние века ханбалиты как носители суннитского "правоверия", нередко становились во главе массовых городских движений против "нечестивых" правителей. В XVIII в. в Аравии идеи ханбалитского мазхаба легли в основу ваххабитского движения.
В настоящее время ханбалитский мазхаб является господствующей богословско-правовой школой в Саудовской Аравии и ряда других стран Аравийского полуострова.

ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ

Одна из четырех богословско-правовых школ суннитского ислама, основанная в г. Куфа (Ирак) в VIII в. Абу Ханифой.
Особенности этого мазхаба: Коран понимается как источник права целиком и безоговорочно; сунна принимается как независимый источник, но только после тщательного отбора хадисов; согласованное мнение (иджма) предшественников учитывается лишь если оно исходит от передатчиков достоверных хадисов. Однако при исследовании новых вопросов принимается иджма любой группы авторитетных лиц, что создает возможность региональных иджма. Суждение по аналогии (кыяс) может строиться на любом достоверном материале, но обязательно с глубоким логическим обоснованием. Если решение, принятое на основании кыяса ведет к вредному или абсурдному результату, применяется предпочтительное решение (истихсан).
Ханафитский мазхаб допускает широкое применение обычного права (урф) как вспомогательного, но независимого источника права, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в деловые и бытовые контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту. Благодаря широкой терпимости этот мазхаб начиная с XI в. стал быстро распространяться за пределы Ирака, охватив Анатолию, Балканы, Северный Кавказ, Причерноморье, Поволжье, Среднюю Азию, Афганистан, Индию и обширную степную зону до Китая, утвердился на островах Индонезии. Ханафитами были ханы Золотой Орды, Великие Моголы и султаны Османской империи.
Ханафитами является подавляющее большинство мусульман России (кроме некоторых народов Северо-Восточного Кавказа), Средней Азии (кроме исмаилитов Памира) и стран Балканского полуострова.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:34
Nika-hl
ХАМБО - ЛАМА

(тиб., монг.) - первоначально настоятель монастыря, относящегося к ламаистской школе гелугпа, позднее - титул главы Духовного Управления буддистов в Бурятии (с XVIII в.), в Монголии (с 1949 г.).
В Бурятии этот титул звучит как Пандидо Хамбо-лама (от санскр. "пандит" - ученый), в Туве - как Камбы-лама. В Калмыкии носящий данный титул называется Лама калмыцкого народа.

ХАЛИФАТ

(араб. хиляфа v замещение, заместительство) v термин, использующийся в исламе в двух значениях:

1) институт власти, характерный для суннитского толка ислама. Означает сосредоточение светской и духовной власти над мусульманской общиной в руках халифа. Проблемы сущности института халифата и его практического воплощения послужили основой для острой политической борьбы в раннем исламе, приведшей к появлению его основных течений v суннизма, шиизма и хариджизма;
2) название государства, возглавляемого халифом. Обычно Халифатом (или Арабским Халифатом) называют мусульманское государство, возникшее в VII в. в результате арабских завоеваний и просуществовавшее, неуклонно распадаясь на независимые государства, до монгольского нашествия в XIII в.
Формально институт халифата просуществовал до 20-х гг. XX в. и был упразднен в результате светских реформ Мустафы Кемаля (Ататюрка) в Турции. Попытки отдельных политических лидеров (в том числе египетских монархов) возродить его не увенчались успехом. В настоящее время возрождение халифата рассматривается как высшая политическая цель некоторыми исламистскими организациями, прежде всего партией "Хизб ут-Тахрир".

ХАШАВИЯ (Бог есть ценитель, судия) - имя следующих лиц: 1Пар 6:45 - один из певцов на службе по уставу. 1Пар 9:14, 14 - левит из потомства Мерари. 1Пар 25:3,19 - один из сынов Идифуна, избранный для игры на музыкальных инструментах в храме. 1Пар 26:30 - Хевронитянин, имевший во дни Давида надзор над Израилем по ту сторону Иордана к западу, по всяким делам служения Господня и по службе царского. 1Пар 27:17 - сын Кемуила, один из начальников над левитами при Давиде. 2Пар 35:9 - один из начальствующих над левитами при Иосии, подаривший левитам для великой пасхальной жертвы 5,000 овец и 500 волов. 1Езд 8:19 - один из левитов, избранных Иддою по просьбе Ездры для сопровождения последнего в Иерусалим. Неем 3:17 - одно из лиц, чинивших Иерусалимскую стену при Неемии. Неем 10:11 - из левитов, приложивший печать к обязательству быть верным Богу. Неем 11:22 - дед Уззия, начальник над левитами в Иерусалиме. Неем 12:21 - священник, глава поколения, во дни Иоакима. Неем 12:24 - из глав левитов, поставленных для славословия при благодарениях во дни Иоакима.

Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 13:35
Nika-hl
ХРАМОВЫЙ БРАК - см. Селестиальный брак.

ХРАМОВЫЙ ЛИСТ - Письменное удостоверение для того, чтобы установить тождество личности как члена церкви, и ручаться за его достоинство для участия в определенных таинствах в храме.

ХАДОХТ НАСК
Часть Авесты - Книга Писаний.

ХАЛИД ИБН АЛЬ-ВАЛИД
Арабский военачальник, который после смерти Муххамеда вел жестокие и кровопролитные войны против отступников ислама. Прославился своей жестокостью, за которую получил прозвище "меч ислама", а также нравственной разнузднанностью, равнодушием к вопросам вероучения и глубоким религиозным невежеством. В 632-633 годах завершил разгром мятежных племен, начатый Абу-Бекром, в том числе и полностью уничтожил Мусейлиму и всех его всех союзников.

ХАНИФИТСКИЙ ТОЛК
В арабском языке термином "Ханиф" обозначается приверженец монотеизма, человек, обратившийся к истинному богу или к истинной религии. Ханифизм явзяется, видимо, промежуточной религией между доисламскими верованиями и собственно исламом. Собственно про ханифизм известно очень мало. Можно считать установленным единобожие и требование аскетической жизни. Очевидно, ханифизм не был принципиально новым религиозным явлением - он впитал в себя элементы иудаизма, христианства и парсизма. Юридическая школа в суннизме, зародившаяся в VIII веке. Позже дала начало религиозной ветви суннизма. Названа по имени своего основателя имама Абу-Ханифа.

ХАОС
Хаос (от греч. зиять), у большинства древних философов изначальное, беспорядочное и бесформенное состояние мира. У Гесиода он означал пустое неизмеримое пространство, существовавшее до возникновения всех вещей, от которого произошли Эреб и Никта. Понятие Хаоса нашло отражение и в философиях Анаксагора и Платона.



Это сообщение отредактировал Nika-hl - 28-01-2008 - 07:49
Nika-hl
ХАУРВАТ
В зороастризме Дух Целостности, один из спутников бога Ахурамазды, один из бессмертных духов Амеша Спента.

ХОНСУ
Бог в египетской религии. Сын бога Амона и богини Мут. Один из немногих антропоморфных образов египетской религии.

ХОТАР
Жрец, занимающийся декламацией гимнов Ригведы. Произнося их, он просил богов принять жертвы.

ХРИСТИАНСКИЙ ВТОРОЙ МИССИОНЕРСКИЙ АЛЬЯНС
Протестантская церковная организация перфекционистской направленности. Создана в 1887 г. верующими, ранее входившими в различные протестантские течения. Инициатором организации альянса стал пресвитерианский священник А.Б.Симпсон. Первоначально были созданы две организации - Христианский альянс, состоящий из местных подразделений, и Миссионерский альянс, занимающийся посылкой миссионеров. В 1897 г. эти организации объединились, однако окончательно определились как церковь в 1974 г. В вероучении альянса, официально принятом в 1965 г., делается акцент на центральное положение личности Христа, который рассматривается как спаситель, освятитель, исцелитель и ожидаемый царь. Влияние альянса благодаря миссионерской деятельности распространено на многие страны. В каждой стране церковь автономна. Общая численность приверженцев альянса на конец XX века - 2,3 млн. человек.

ХРИСТОВЕРЫ (Последователи Христовой Веры, Хлысты)
Одна из групп духовных христиан. Русская секта, возникла в начале XVII в. Первоначально христововерие распространилось в Костромском, Владимирском, Нижегородском и Московском уездах. Для христововеров характерно "духовное" понимание православия, отказ о
Nika-hl
ХШАТРА ВАРЬЯ
В зороастризме Дух Прочной власти, один из спутников бога Ахурамазды, один из бессмертных духов Амеша Спента.

ХАЛДЕЙСКИЕ ХРИСТЬЯНЕ
Часть несторианцев, эмигрировавших в результате репрессий со стороны Константинопольской церкви в враждебную Византии Персию. На соборе 4999 года объявили об отделении от Константинопольской церкви и образовали собственный партиархат в г.Селевкия-Ктесифон (Багдад)

ХАНБАЛИСТСКИЙ ТОЛК
Юридическая школа в суннизме, зародившаяся в VIII веке. Позже дала начало религиозной ветви суннизма. Названа по имени своего основателя имама Ахмада ибн Ханбала.

ХАОМА
Галюциногенный напиток, используемый в древнеиранской (до-зороастрийской) религии для религиозных обрядов. Осужден Заратустрой. По мнению ряда исследователей, аналогичен напитку Сома в ведическом культе Индии.

ХАРИДЖИ
Первая из исламских сект, образовавшихся после смерти Муххамеда. Во второй половине 50-х годов VII века обострились отношения между приверженцами престарелого халифа Османа и зятя Мухаммеда Али. В результате борьбы между ними Осман был убит..

ХОММИТИ
Синтоистская секта.


Это сообщение отредактировал Nika-hl - 28-01-2008 - 08:06
Nika-hl
ХОРД
Часть Авесты - Ежедневные молитвы.

ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА
Протестантское религиозно-этическое учение. Возникло в США во второй половине XIX века. Истоки движения связаны с идеями, которые проповедовал популярный американский гипнотизер Ф.П.Куимби (1802 - 1866).

ХАНЛУЧЖАЙ
В даосизме один из двух важнейших постов - пост желтого талисмана.

ХЭ ЦИ
В даосизме отмечаемый тайно праздник "Слияние духа", во время которого даосы считают себя свободными от любых половых запретов и ограничений.
Nika-hl
ХОРУГВЬ
- укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых. Во время крестного хода хоругви несут впереди шествия. В храме хоругви обычно укреплены возле клиросов.

ХИТОН
- принадлежность облачения монахов малой и великой схимы - одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. В чинопоследовании пострига называется хитоном вольной нищеты и нестяжания.

ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ
- неизменяемое песнопение, поется во время великого входа на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней Великого Четвертка и Великой Субботы). Херувимская песнь является приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии. Называется по начальным словам "Иже херувимы".
Galchonok65
Хюбрис
(франц. I'hubris – от греч. ubris – необузданность, невоздержанность, бесчинство) – термин, используемый в современной западной философии (при отсутствии соответствующего слова в обыденных языковых практиках) для обозначения предпороговых форм стихийных процессов, задающих неустойчивые параметры функционирования определенной системы и открывающих возможности новых форм ее бытия. В контексте парадигмальных установок античной культуры, чье значение актуализируется этимологией термина, понятие X. демонстрирует очевидные коннотации, связанные с семантически изоморфными понятиями «беспредельного» в пифагореизме, «апейрона – беспредельного» у Анаксимандра, стихии неоформленного начала в целом (см. Гилеморфизм), с одной стороны, и с понятием хаоса, – как в смысле его неограниченности формой, так и в смысле его атрибутивного качества стихийно-катастрофической внутренней активности («кипение», «бурление») – с другой. Понятие X. используется в различных концептуальных контекстах, объединенных (при достаточно широком диапазоне анализируемой предметности) такими моментами, как: 1) аппликация на феномены социального (социально-политического, социально-психологического, социокультурного и т.п.) ряда, рассматриваемые с точки зрения их имманентной внутренней активности; 2) сосредоточение на аналитике таких состояний исследуемых предметов, которые могут быть оценены как нестабильные и чреватые трансгрессией системы; 3) фиксация непродуктивности механических (силовых) форм контроля и регламентации X., навязываемых извне; 4) фокусировка внимания на механизмах рациональной самоорганизации систем, характеризующихся X. Центральным моментом трактовки X., таким образом, является отказ от анализа внешней детерминации процессов преодоления X. и рассмотрение последних в качестве динамики самоорганизации социальных сред. – В подобной установке обнаруживает себя та намечающаяся в современной философии тенденция формирования методологии исследования нелинейных динамик (см. Нелинейных динамик теория), которая может быть оценена как гуманитарная параллель соответствующего поиска в естественнонаучной сфере, обретшего свое результативное выражение в синергетике. X. в данном контексте выступает аналогом одновременно и принципиально неупорядоченного исходного состояния среды («хаоса» в синергетическом понимании этого термина), и неравновесного состояния системы, открывающего плюральные возможности радикально новых форм и путей ее развития – вследствие незначительных и принципиально случайных флуктуаций. Формы же самоорганизации социальной среды, путь к которым открывается посредством самоупорядочивания X., могут быть поставлены в соответствие с диссипативными структурами, возникающими в ходе самоорганизации анализируемых синергетикой сред. Так, именно подобным образом (с акцентом на креативно-организующем потенциале) трактуется X. в политической философии Аренд. Рассматривая специфику человеческого действия как такового, Аренд отмечает X. в качестве его атрибутивной характеристики: «действие, каковым бы ни было его специфическое содержание, всегда ... имеет внутреннюю тенденцию разрывать все ограничения и пресекать все границы». Последние «хотя и ... могут образовать некоторую защиту от присущей действию безграничности», тем не менее в принципе не способны ограничить (ввести в рационально заданные пределы) сущностно алогичный и имманентно чреватый трансгрессией X. Принципиальная невозможность подчинения X. навязанной извне нормативной детерминации неизбежно сопряжена с неотъемлемой от него непредсказуемостью», в силу чего Аренд радикально отказывает в адекватности любому невероятностному прогнозу социальной динамики. Однако непредсказуемость X., по Аренд, «есть не просто вопрос неспособности предвидеть все логические последствия какого-либо акта (в этом случае электронный компьютер был бы способен предсказывать будущее)", – данная непредсказуемость носит сугубо принципиальный характер и основана на имманентной креативности X.: «безграничность действия есть только другая сторона его поразительной способности к установлению отношений, то есть его специфической продуктивности». Фиксируя политический аспект данного феномена, Аренд отмечает, что «старая добродетель умеренности, удерживания в рамках есть на самом деле одна из политических добродетелей par excellence, точно так же, как политический соблазн есть на самом деле hubris (что так хорошо знали греки, полностью изведавшие возможности действия), а не воля к власти, во что мы склонны верить». Классическим примером аналитики X. также выступает осуществленное Фуко исследование сексуальности, основанное на понимании последней в качестве X.: «необузданность /франц. l'hubris – M.M./ здесь предстает как нечто фундаментальное» (Фуко). В противовес традиционно сложившимся парадигмам (классическим образцом которых выступает, например, психоанализ), человеческая сексуальность рассматривается Фуко не с точки зрения ее исторически дифференцированных ограничений извне (со стороны соответствующих социальных институтов и моральных кодексов), но через призму идеи самоорганизации, центрируя внимание на античном типе сексуальной культуры, практикующем «некоторый стиль морали, который есть овладение собой» (Фуко). Сексуальность воспринимается и оценивается такой культурой именно как X., «как необузданность и, стало быть, проблематизируется с точки зрения трудности ее контроля». Именно в силу такой исходной установки, в рамках подобных культур (а, по мнению Фуко, к такому типу принадлежит и современная сексуальная культура – в отличие от жестко регламентированной средневековой) «необходимо создавать себе правила поведения, благодаря которым можно обеспечить ... владение собой» (Фуко), или – иными словами – «практики существования» или «техники себя», позволяющие индивиду придать своей исходной сексуальности, артикулируемой как X., культурные формы («эстетики существования») и конституировать себя в качестве социально адаптированного и гармоничного субъекта. Подобные «самотехники» не имеют, по оценке Фуко, ничего общего с дедуктивным подчинением наличному ценностно-нормативному канону как эксплицитной системе предписаний и, в первую очередь, запретов: «владение собой... принимает... различные формы, и нет... одной какой-то области, которая объединила бы их». Соответственно и «принцип стилизации поведения» не является универсально ригористичным, но имеет смысл и актуальность лишь для тех, «кто хочет придать своему существованию возможно более прекрасную и завершенную форму» (Фуко). Фиксируя в своем содержании указанные семантические моменты (несмотря на конкретные вариации в контекстах различных философских построений), понятие “X.”, таким образом, выступает одной из важнейших категориальных структур оформляющейся в современной философии модели нелинейных динамик (см. Хаос, Постмодернизм, Нелинейных динамик теория, Неодетерминизм, Синергетика).

kazak7484
ХОРС - бог Солнца и солнечного диска, сын Сварога.

Galchonok65
Художник
Субъект творческой деятельности в сфере искусства. Личность X. и способность его творческого воображения — стержневые проблемы мировой эстетики. Начиная с античности философы отмечали иррациональные, непостижимые механизмы художественно-творческого процесса, невозможность выявления закономерностей, в соответствии с которыми осуществляется творческий акт. Платон шел, в частности, к мысли, что в момент творчества X. не отдает себе отчета в том, как он творит. Акт творчества демонстрирует умение X. выйти за пределы себя («exstasis», «исступление»), когда его душа проникает в мир запредельных сущностей. Экстаз — это в некотором смысле безумие, изменение нормального состояния души, но это, по Платону «божественное безумие, божественная одержимость» («Ион»).

Galchonok65
Хаос
(греч. chaos) — в греч. мифологии — зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которой произошло все существующее; совершенно бесформенное, беспорядочное, неопределенное состояние вещей; в греч. космологии — то первобытное состояние, из которого спонтанно возник или был создан богом мир как упорядоченный, гармоничный космос.


Galchonok65
Хваду
Практика «Хваду» (кит. хуатоу). Практика созерцания. Используется в дзен. Этот термин буквально означает «голова речи». «Голова» здесь относится к вершине или точке, где исчерпывается речь и мысли. Таким образом, созерцание хваду нацелено на приведение человека в состояние ясности и спокойствия ума, в котором утихает омрачающая и отвлекающая деятельность умственной болтовни. В качестве средства достижения этого состояния используется концентрация внимания на таком вопросе, как, например: «Что это такое?», «Зачем?» и множество других вопросов.
Galchonok65
Хету
(санскрит) Причина. Условие. Довод. Логика. Мотив. В индийской логике существует несколько учений. Формальная логика, анализирующая и регламентирующая методологический аспект познания и коммуникации, представлена в основном учением ньяи и ее последователей. Найяики рассматривают логику и познание в целом как путь к освобождению души (атман) и соединению ее с мировым атманом.
Galchonok65
ХИТОН - принадлежность облачения монахов малой и великой схимы - одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. В чинопоследовании пострига назыв. хитоном вольной нищеты и нестяжания.

ХОРУГВЬ - укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых. Во время крестного хода хоругви несут впереди шествия. В храме хоругви обычно укреплены возле клиросов.


Страницы: [1]

Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов -> "Х"





Проститутки Киева | индивидуалки Москвы | Эротический массаж в Москве | Элитный эскорт