Взрослая социальная сеть
Текстовая версия форума
Знакомства для секса Регистрация


Словарь иудаизма

Текстовая версия форума: Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов



Полная версия топика:
Словарь иудаизма -> Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов


Страницы: [1]

gayatri
Ав - одиннадцатый месяц еврейского календаря, в этом месяце отмечается праздник 9 ава.

Авдала (в переводе с иврита "разделение") - проводы Субботы или Праздника. Молитва, добавляемая к "Амиде" на исходе Субботы и Йом Това, а также особый обряд, совершаемый в эти дни после вечерней молитвы в знак отделения святого от будничного.

Авраам - родоначальник еврейского народа, великий пророк.

Агада - часть Талмуда, не имеющая прямого отношения к Закону. В Агaде содержатся многочисленные нравственные философские идеи, тайны Торы. Иногда они примеряют одеяния истории или притчи, скрывая под ними глубочайшие пласты смысла. Впрочем, даже в простом понимании Агaда является источником веры, богобоязненности, любви к Всевышнему, Торе, евреям. В Вавилонском Талмуде Галаха и Агада находятся вместе, переплетаются друг с другом. Иерусалимский Талмуд всецело посвящен Галахе, а Агада, сказанная мудрецами земли Израиля записана в отдельные сборники составленных ими мидрашей. Агадическая часть Талмуда в последних поколениях собрана воедино в книге "Эйн Яаков".

Агада Пасхальная - "Сказание об исходе из Египта", читаемое в ночь Пасхального Седера.

Агуна (дословно "связанная") - замужняя женщина, фактически живущая отдельно от своего мужа, но не имеющая официального свидетельства о разводе. Она не может повторно выйти замуж. Ребенок, рожденный агуной от постороннего мужчины считается мамзером.

Адар - шестой месяц еврейского календаря, 14 адара отмечается праздник Пурим. Адмур - название руководителя хасидов, аббревиатура слов: "Адойнейну, мойрэйну вэрабэйну" - "господин наш, учитель наш, наш Ребе".

Адар Шени - дополнительный месяц в високосном году еврейского календаря.

Амен - этим словом отвечает на благословения и некоторые молитвы тот, кто слышит их. Если они заключают в себе лишь хвалу Всевышнему, то слово это означает согласие со сказанным: если же в них содержится какая-либо просьба, то смысл слова "амен" в этом случае - "да будет эта просьба исполнена".

Амида (от слова лаамод - "стоять") - молитва, произносимая стоя; одна из основных, наряду со "Шма", ежедневных молитв. В будни "Амида" состоит из 19 благословений (первоначально их было 18, отсюда второе название "Амиды" - "Шмонэ-эсре", позже было добавлено еще одно благословение); в субботу, в Йом-Тов, а также в "Мусаф" Рош-Ходеш и Холь-а-Моэд - из семи и в "Мусаф" Рош-а-Шана - из девяти благословений.

Амораи - толкователи Пятикнижия и Мишны. Наряду с таннаями создатели талмудической письменности, создатели Вавилонского и Иерусалимского Талмуда. Деятельность амораев относится к 3-6 вв.

Аризаль, он же Ари - сокращение имени р.Ицхака Лурия (1534-1572), жившего в Цфате в 17 веке, одного из величайших каббалистов. Многие из введенных им обычаев и правил молитвы были приняты всеми еврейскими общинами.

Ахашверош - персидский царь, известный по "Книге Эстер".

Арба канфот - молитвенное покрывало небольшого размера (другие названия - "талит катан" или "цицит").

Арба миним - четыре вида растений, используемых на празднике Суккот.

Ашкеназ (ашкеназы) - еврей (евреи), принадлежащий к социально-культурной общности, сложившейся в средние века в Северной Франции, Германии и западно-славянских странах Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, характеризуется определенными особенностями в трактовании Алахи, и до недавнего прошлого - употреблением в быту языка идиш и особым укладом жизни.

Ашрей - компиляция из двух стихов Книги Псалмов (84:5 и 144:15) и Псалма 145. Играет заметную роль в литургии, читается трижды в день, согласно Талмуда.
gayatri
Бааль Коре - чтец Торы по Свиткку в синагоге. Читает за вызванного к чтению Торы, который тихо повторяет за ним.

Бар (с арамейского "сын") - включается в собственны е имена.

Барайта - часть учения Мудрецов Мишны 1-2 вв н.э., не вошедшая в окончательную редакцию кодекса Мишны. Содержится в Талмуде и Мидраше.

Бар-мицва (дословно "сын заповеди") - мальчик, домстигший возраста 13 лет и одного дня и считающийся правомочным м обязанным исполнять все относящиеся к мужчине религиозные заповеди.

Бат-мицва (дословно "дочь заповеди") - девочка, достигшая возраста 12 лет и одного дня и считающаяся правомочной и обязанной исполнять все относящиеся к женщине религиозные заповеди.

Бейт Дин - еврейский религиозный суд.

Бейт-Мидраш (дословно "дом учения") - место изучения Торы и, в особенности, Мишны, Талмуда и послеталмудической раввинистической литературы. Он часто размещался в одном здании с синагогой или рядом с ней. Иногда бейт-мидраш выполнял функции синагоги.

Бен (дословно "сын") - часто включается в имена собственные.

Биккур холим (дословно "посещение больных") - посещение больных считается в иудаизме мицвой, добрым делом.

Биркат а-мазон - благославение после трапезы.

Браха (дословно "благословение") - молитвенная формула содержащая благославение Бога.
gayatri
Вавилонский Талмуд - его составление было закончено Равина и рав Аши в Вавилоне примерно в 4260 год от сотворения мира (500 год по общепринятому календарю). Вавилонский Талмуд объясняет 524 главы Мишны, что соответствует цифровому значению слов Вавилонский талмуд на иврите.

Видуй (дословно "исповедание") - молитва о признании грехов.

Виленский гаон (Элияху бен Шломо Залман), известный также под акронимом Ха-гра (Ха-Гаон Раби Элияху) или Гаон Раби Элияху, талмудист (Селец, 1720 - Вильно, 1797). Автор более семидесяти произведений, последовательный экзегет и строгий галахист, Виленский гаон проявлял также интерес к Библии, обоим Талмудам, мидрашам эпохи таннаев, литературе, посвященной книге "Зогар" и "Шулхан Арух", ивритской грамматике, а также целому ряду мирских наук (геометрии, математике, географии, астрономии), которые могли, по его мнению, способствовать лучшему пониманию Торы. Он был одним из самых непримиримых противников хасидизма и внес вклад в создание еврейской литовской культуры, которая достигла вершины своего развития в XIXеке.

Второзаконие (на иврите "Дварим", буквально "слова" в соответствии с началом первого стиха книги) - пятая часть Торы. Слово "второзаконие" происходит от греческого перевода библейского выражения "мишне а-тора", буквально "рукопись Торы, переписанная с другой рукописи", "список Торы". Название книги соответствует ее содержанию. Второзаконие наряду с новым материалом содержит некоторые законы и излагает некоторые события, уже известные по предыдущим книгам Торы (Исход, Левит, Числа). Книга дает ретроспективный обзор пути, пройденного израильтянами по пустыне в стремлении достичь земли Обетованной.
gayatri
Габбай - староста в синагоге, обычно это выборная должность. Руководит порядком служб в синагоге.

Галаха (дословно "предписание") - одна из важнейших частей Устной Торы: свод предписаний, разъясняющих, как правильно исполнять заповеди; этим словом называется и каждое такое предписание в отдельности.

Галут (дословно "изгнание") - пребывание евреев вне Эрец-Исраэль со времени разрушения Храма.

Ган Эден - райский сад, в котором первоначально находились Адам и Хава. Этим термином обозначается также место пребывания душ в высших мирах, где они наслаждаются Б-жественным светом.

Гаон - титул еврейских мудрецов Вавилонии (VII - Х вв.), стоявших во главе крупнейших талмудических школ. Гаоны были духовными руководителями всего еврейского народа, непосредственными продолжателями традиции составителей Вавилонского Талмуда.

Гвура (дословно "могущество") - сфира, препятствующая неограниченному излиянию Б-жественного света в сотворенные миры, связанному со сфирой Хесед. Выражает начало меры, закона, строгости. В этическом плане - в противоположность сфире "Хесед" ("доброта") - начало справедливости, иное название этой сфиры - "Дин" ("суд"). В человеской душе эта сфира проявляется в благоговейном трепете пред Всевышним.

Гемара - свод комментариев к Мишне.

Гeматрия - цифровое значение букв: Алеф - 1, Бет - 2, Юд - 10, Хоф - 20, Куф - 100 и т.д. Мудрецы объясняют смысл слов ТаНаХа (в частности) в соответствии с цифровым значением суммы его букв. Например, стих, рассказывающий о погоне, организованной Аврамом освободить из плена его племянника Лота: "...и вооружил учеников, сыновей дома своего - триста восемнадцать", наши мудрецы, комментируют таким образом: Авраам послал на войну не 318 своих учеников, а только одного раба Элиезера. Это объяснение строится на том, что сумма цифровых значений букв имени Элиэзер равна 318. Важно понимать, что Гиматрия сама по себе не может быть источником комментария или закона, она лишь осуществляет собой подтверждение информации известной из другого источника или полученной по традиции.

Геула (дословно "освобождение") - освобождение, связанное с приходом Мошиаха.

Гет (дословно "юридический документ", "акт о разводе") - процедура расторжения брака (Втор. 24:1) предусматривает, чтобы муж , желающий развестись со своей женой, вручил ей "письмо о разрыве отношений, прежде чем выгнать ее из своего дома. Раввинское право строго определяет редакцию гета. Необходимо точное указание даты, места, и имен обоих разводящихся супругов. Этот документ должен быть составлен скрибом, как правило на пергаменте, чаще всего на арамейском языке. Он должен состоять ровно из двенадцати строк (это сумма порядковых чисел двух букв еврейского алфавита, состовляющих слово гет). В этом документе муж официально объявляет, что его бывшая жена отныне может свободно вступить в брак с другим мужчиной. После подписания документа двумя достойными доверия свидетелями муж вручает гет совей бывшей жене, которая передает этот документ в суд, где его разрывают и архивируют в таком состоянии, чтобы никто не смог впоследствии усомниться в его абсолютной подлинности. Взамен суд выдает разведенной женщине свидетельство о разводе.

Гой - обычно употребляется в значении "нееврей".

Гер - нееврей, перешедший в иудаизм.

Гиюр - процесс принятия еврейства. Включает в себя принятие на себя соблюдение всех заповедей Торы, обрезание и окунание в микву в присутствии трех раввинов. (Во времена Храма - также приношение жертвы). Суд должен сначала "оттолкнуть" пришельца, объяснив насколько трудно быть евреем, и только при условии, что тому удалось убедить суд в искренности своих намерений может быть осуществлен гиюр. Многочисленные геры удостоились занять важное место в еврейской истории: Рут моавитянка - явилась праматерью короля Давида; Рабби Акива, потомок геров, стал главой мудрецов Мишны; Племянник римского императора, Ункелос, - перевел Тору на арамейский язык и т.д. Только гиюр в соответствии с еврейским законом обладает силой "превратить" нееврея в еврея, изменить его статус во взаимоотношениях с Б-гом и миром. Фиктивный гиюр, осуществляемый людьми, не соблюдающими еврейский закон, - не более, чем обман.

Гитит - музыкальный инструмент, название которого, по мнению Раши и других комментаторов, связано с тем, что он изготовлялся в городе Гат.

Голгофа - в евангельские времена небольшой холм за городскими стенами Иерусалима, где был распят Иисус Христос.

Голем - в Танахе этот термин употребляется лишь раз в книге Псалмов (138:16), где его можно перевести как "бесформенная масса" или "зародыш". С постбиблейских времен и до наших дней этот термин приобретал на иврите самый разнообразный смысл. Он обозначал: промежуточную фазу в сотворении Адама, которая предшествовала созданию его конечностей и вдыханию в него души (Синедрин 38б); глупца или неотесанног, необразованного человека (Авот 5:7); куколку бабочки и даже - в военной терминологии израильской армии - мишень в форме человека. В еврейской магии и мистике големом называли также созданное человеком искусственное живое существо, имевшее человеческий облик. Идея голема появляется уже в Талмуде, где Рава создает такого антропоида (не наделенного, однако, дакром речи), которого Зе'ира обращает обратно в прах земной (Синедрин 65б). В эпоху средневековья у ашкеназов и сефардов эта идея была связана с концепцией назидательного могущества языка и букв. Она развивалась во всех направлениях, несмотря на то что ее авторы не всегда верили в возможность ее материального воплощения. В 20-х гг. XIX века одна из легенд присвоила заслугу создания Голема Махаралу из Праги, хотя никаких подтверждений этому нет в литературном наследии ни его самого, ни его ближайшего окружения. Эта легенда послужила основой для многочисленных романических и кинематографических интерпритаций.
gayatri
Давид - один из самых известных царей Израиля. Правил около 1004 - 970 гг. до н.э.

Десять казней египетских - бедствия, которые Б-г обрушил на Египет, чтобы принудить фараона выпустить евреев из страны.
gayatri
Ессеи - еврейская секта, активно действовавшая в период между II в. до н.э. и I в. н.э. Ессеи проживали в разных районах Святой земли, с наибольшей концентрацией на западном берегу Мертвого моря. Вступлению в секту предшествовал длительный испытательный срок. После посвящения новый член общины высказывал свои пожелания и после этого мог принять участие в общей трапезе. Организованные и полуманашенские общины со строгой иерархией, в которых обычно не было женщин, и жившие своим трудом (как правило селькохозяйственным), ессеи, не желавшие иметь рабов, вели суровое аскетическое существование, заботясь лишь о своей ритуальной чистоте и скрупулезно соблюдая шаббат. Большинство современных ученых считают, что местность, откуда происходят документы, обнаруженные в Кумране, принадлежат ессеям.

Ешива - центр изучения Торы.
gayatri
Закен мамре - мудрец из числа мудрецов Израиля, достигший ступени принятия законодательных решений, выступающий против решения принятого высшим судом - Санедрионом, указывающий делать противоположное их решению или сам поступающий в соответствии с собственным законодательным решением. Тора обязала его в смерти (если закон в котором он разошелся во мнении с судом наказывается "отсечением души" или в законах тфиллин), так как несмотря на то, что он сам мудрец, Тора обязывает его принять к действию решение Санедриона.

Змирот (дословно "песнопения") - застольные гимны, которые поют во время или непосредственно после каждой из трех обязательных субботних трапез и на исходе субботы.

Зогар (дословно "сияние") - основная книга по (Каббале), составленая мудрецом Мишны рабби Шимоном бар Йохаи, учеником раби Акива. Книга Зогар была раскрыта только через 1000 лет после ее написания, во времена Рамбама.
gayatri
Идур мицва (дослвно "украшение заповеди") - выполнение ее лучше, чем обязывает закон. Сказано в Торе: "Это Б-г мой и украшу его". Объясняют мудрецы: "Укрась себя перед Ним заповедями", красивой мезузой, красивыми тфиллин. Каждая заповедь должна быть красивой, выполненной наилучшим образом несмотря на то, что в таком случае выполнить ее бывает значительно труднее. То же относится к заповедям, определяющим взаимоотношения между людьми. Вести себя с человеком милосердно, с любовью даже тогда, когда закон не обязывает к этому - такое же украшение заповеди, как и красивые тфиллин, красивый этрог. Есть ситуации, в которых украшение заповеди не "добровольно". Иногда в нем обязывает закон.

Йехидут - встреча с Ребе с глазу на глаз, во время которой идет речь о жизненно важных вещах - как воспитывать детей, как найти пропитание, как понять волю Творца. Общение на уровне душ Ребе и хасида. (Йехидут от слова "йехида" - высший уровень души).

Иерусалимский Храм - святыня еврейского народа, центр духовной жизни нации. Первый храм был построен царем Соломоном в середине X в. до н.э. и разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э. Второй храм восстановлен в 516 г. до н.э. и сожжен римлянами в 70-е г. н.э.

Йесод (дословно"основа") - девятая из десяти сфирот, синтезирующая влияние предыдущих и передающая его последней сфире - Малхут. Служит связующим звеном между высшими и низшими уровнями миров. В человеческой душе проявляется а привязанности ко Всевышнему.

Ин - сосуд, которым отмеряют сыпучие вещества и жидкости, а также мера объема, равная 4147 см3.

Йом-Тов (дословно "хороший день") - праздник, в который запрещена будничная работа; в отличие от Субботы, в этот день разрешается готовить пищу. В Йом-Кипур запрещены те же работы, что и в Субботу.

Йом-Кипур (дословно "день искупления", "день очищения") - 10-е тишрей, день прощения грехов. Принятый перевод - "Судный день" - неточен и подходит больше для Рош-а-Шана.
gayatri
Каббала (дословно "традиция") - учение о тайнах мироздания и проявлениях Всевышнего. Часть Устной Торы. В предшествующих поколениях существовал обычай не изучать Каббалу до 40 лет. Да и тогда изучение этого знания становилось дозволенным только после особой духовной подготовки, изучения всего Талмуда и кодификаторов. Однако Аризаль постановил, что "в последних поколениях перед приходом Мошиаха является обязанностью распространять эту мудрость".

Кав - мера объема, равная 1382 см3.

Кадеш - отрывок из Торы, начинающийся словом кадеш ("посвяти"). Один из текстов, которые пишут на кусках пергамента, помещенных в тфиллин.

Каддиш (арам. "святой") - молитва, говорящая о святости Всевышнего и о приходе Мошиаха; произносится между различными частями общественной молитвы или после изучения Торы.

Каддиш дерабанан - Кадиш, включающий в себя отрывок, начинающийся со слов "Израилю, и мудрецам...". Этот "Кадиш" произносят после изучения Устной Торы, причем, если изучалась Алаха, то перед тем, как произносить "Кадиш", следует сказать отрывок из Агады. Поэтому принято перед "Кадиш дерабанан" произносить мишну "Раби Хананья бен Акашья говорил...".

Каддиш шалом - Кадиш, включающий в себя отрывок, начинающийся со слов "Да будут приняты молитвы...".

Каддиш ятом - Кадиш, произносимый сыном в память о покойном отце или матери. Кдуша ("святость") - молитва, прославляющая святость Всевышнего произносят во время повторения хазаном "Амиды".

Киддуш (дословно "освящение") - молитва, в которой говориться о святости Субботы или праздника. Произносят ее в Субботу и в праздники над бокалом вина.

Киддуш а-Шем - освящение имени Всевышнего. Еврей отдающий свою жизнь за веру или погибающий только за то, что он еврей, освящает имя Всевышнего. Тот, кто отдаляется от преступления или делает заповедь только поскольку так приказал Всевышний, также освящает Его Имя.

Кидушин (дословно "посвящение") - обряд обручения, когда жених посвящает невесту себе в жены, надевая ей на палец кольцо; этим словом называется также первая часть обряда бракосочетания.

Кос шель браха - обычно: бокал вина, над которым призносится кидуш, авдала или благословение после еды. У хасидов: вино, над которым Ребе произносит благословение и наливает от него присутствующим.

Коэн - потомок Аарона. Во времена Храма коаны были в нем священнослужителями, приносили жертвы. Сейчас осталось несколько особых заповедей, относящихся к коаны: они благословляют народ, им отдают выкуп за первенца. При чтении Торы в синагоге первым вызывают коена.

Крув - "херувим", ангел, описываемый в Торе и Талмуде в образе крылатого существа с лицом ребенка.

Ктубба (дословно "запись") - брачный контракт, в котором зафиксированы имущественные обязательства мужа по отношению к жене.

Ктувим - святые книги "Теилим", "Мишлей", "Йов", "Шир а-Ширим", "Рут", "Эйха", "Коэлет", "Эстер", "Даниэль", "Эзра", "Нехемья", "Диврей а-Йамим".

Кумран - поселение, расположенное в Иудейской пустыне на северо-западном побережье Мертвого моря, недалеко от которого в период 1947-56 гг. археологи обнаружили в одиннадцати пещерах многочисленные фрагменты рукописей и около десяти почти не тронутых свитков.
gayatri
Лаг ба-Омер - малый праздник, отмечаемый в 33-й день омера. Лаг ба-омер называется также "праздником ученых". Он напоминает об окончании эпидемии, разразившейся среди учеников рабби Акивы.

Леви - еврей из колена Леви, не являющийся коеном. Леви вызывают вторым, после коена, к чтению Торы. Леви (а также исреэли, чья жена - дочь леви) не должен выкупать своего первородного сына.

Левиты - потомки Левия, третьего сына Иакова и Лии. Согласно Библии Левий был назван так, поскольку его мать, подозревая, что ее муж влюблен в ее сестру и соперницу Рахиль, и желая крепче привязать его к себе, якобы воскликнула: "Теперь-то прилепится (ивр. иллаве) ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сыновей" (Быт. 29:34).

Лехаим (дословно "за жизнь") - традиционный еврейский тост, благословление хасидами Ребе или близкими друг друга, в совместном хасидском застолье, над бокалом вина или водки. Отвечают: "Лэхаим у леврохо" (На жизнь и на благословение).

Лухот а-Брит - Скрижали Завета. Десять заповедей которые были даны Б-гом Моше-Рабейну высечены на двух каменных плитах (скрижалях), по пять заповедей на каждой. Первые скрижали Моше-Рабейну разбил спускаясь с горы Синай 17 Тамуза, когда увидел, что евреи согрешили сделав золотого тельца. В Йом-Кипур Моше получил от Всевышнего вторые скрижали. Первые скрижали были изготовлены Б-гом, вторые - высечены Моше-Рабейну. Однако, само письмо в обоих скрижалях было "письмом Всевышнего": буквы на первых скрижалях были вырезаны насквозь, поэтому сказали мудрецы, что буквы "мэм" и "самэх" (с замкнутым очертанием) держались на своем месте чудесным образом. Вторые скрижали и останки разбитых первых были помещены в ковчег, который располагался во время странствий евреев по путыне в Мишкане (Шатре откровения), а затем в первом Храме. Перед разрушением Первого Храма, ковчег и скрижали были спрятаны царем Йошияу в подземном тайнике, специально приготовленном для этой цели королем Шломо (Соломоном) под Храмом (в подземной "Святая святых"). Скрижали не были, как часто изображают их, закруглены сверху, а имели квадратную форму. Также они не были соединены, а были полностью отдельны одна от другой.
gayatri
Маамар - глубокий философский анализ избранных идей Торы хасидизма, основанный на Каббале (Тайной Торе), имеющий выводом практические указания в службе Всевышнему. Маамар обычно основан на стихе ТаНаХа или высказывании мудрецов, произносится Ребе в особой святости, с особой интонацией и движениями. Во время произнесения маамара Ребе находится в состоянии Моше-рабейну, про которого сказано: "Всевышний говорит через горло его".

Маггид - проповедник.

Малхут (дословно "королевство") - последняя из десяти сфирот. Воспринимает влияние всех остальных сфирот данного мира и передает его низшим мирам. С этой сфирой связано присутствие Всевышнего в мирах - Шхина. В душе человека проявляется, среди прочего, в двух противоположных, но взаимосвязанных качествах: способности властвовать и смирении.

Маарив - вечерняя молитва.

Манна - еда, чудесным образом оказавшаяся у евреев во время их странствий по пустыне и получившая название от возгласа удивления, который они издали, увидев ее: Ман ху - "Что это?" (Исх. 16:15). Появившись на поверхности пустыни утром, когда сошла рос, в форме корки, похожей "на иней на земле" (Исх. 16:14), манна напоминала белое "кориандровое семя" и имела вкус "лепешки с медом" (Исх. 16:31). Евреи должны были собирать ее каждое утро в количестве, необходимом для дневного пропитания и двухдневного в пятницу накануне суббот, и никогда больше положенного.

Манэ - мера веса, равная 2,28 кг.

Маскиль - хасид, поставивший основной акцент в своем Служении Всевышнему на глубоком изучении научной стороны Торы хасидизма.

Мафтир (дословно "завершающий") - тот, кто читает отрывок из книг Пророков - "Афтару"; в Субботу его вызывают к Торе после того, как прочитан весь недельный раздел, и читают повторно заключительный отрывок, а в некоторые Субботы, в Йом-Тов и в дни постов - отрывок, связанный с этим днем.

Махлокет - расхождения в мнениях между мудрецами Мишны, Геморы, мудрецами последующих поколений. Однако даже после установления закона по одному из мнений, отвергнутое законодательное решение представляет из себя Тору, "слова Б-га живого", несмотря на то, что не являются законом, регламентирующим (сегодня) практические действия людей.

Маца - "опресноки", лепешки из незаквашенного теста. Тора повелевает есть мацу в первую ночь праздника Песах.

Мегила (дословно "свиток") - Книга Эстер, читаемая в Пурим.

Мезуза - пергамент с текстами из Торы: "Слушай, Израиль..." (Дварим, 6:4-9) и "И будет так..." (Дварим, 11:13-22). Тора предписывает прикреплять такой пергамент к косяку дверей дома, где живут евреи.

Мецица - отсасывание крови из ранки после обрезания; предотвращает вред, который обрезание может принести ребенку.

Мидраш - в добавление к тому, что говорится в Мишне и в Талмуде, мудрецы составили книги в которых толкуются и объясняются стихи ТаНаХа. Эти книги занимаются как Законом, так и Агадой. Наиболее известные из них: 1. Мехильта, 2. Сифра, 3. Сифри, 4. Мидрашей Агада: Мидраш Раба и Мидраш Танхума, и многие другие. Последними были составлены книги представляющие из себя сборники мидрашей, как например "Ялкут Шимони".

Миква - водоем, погружение в который очищает от ритуальной нечистоты. Существуют специально построенные для этой цели бассейны. В случае, когда невозможно совершить омовение в микве, можно совершить очищающее омовение и в естественных водоемах: в роднике, в реке, в озере, в море и т. д.

Минха (дословно "приношение") - послеполуденная молитва. Ее можно читать не раньше, чем через полчаса после полудня, и не позже захода солнца. В крайнем случае можно читать Минху после захода солнца, но до наступления ночи.

Миньян - десять взрослых евреев. Некоторые молитвы можно произносить только в присутсвии миньяна.

Митнагдим (дословно "противники") - так назвали себя те, кто был против движения хасидизма в момент его создания, из-за опасения, что новое движение приведет, не дай Б-г, к искажению Закона и ослаблению соблюдения Торы и заповедей. Со временем сопротивление хасидизму ослабло в результате раскрытия очевидной пользы принесенной хасидизмом в изучении Торы и выполнение заповедей.

Мишлей, сефер мишлей - одна из трех книг Библии, представляющих литератру мудрости. Входит в раздел Ктувим (Писания). Две другие книги - книга Йова и Экклезиаст. Эта книга приписывается царю Соломону и представляет собой дидактическое сочинение, служившее практическим, моральным, религиозным и духовным руководством для юношества.

Мишна - кодекс, в котором рабби Йеуда-а-Наси в краткой форме собрал законы устной Торы, квинтэссенция еврейского Закона. Составление Мишны было завершено в 3948 году от сотворения мира, через 1500 лет после дарования Торы. Мишна состоит из 6 частей (сдарим): 1. Семена, 2. Праздники, 3. Женщины, 4. Ущербы, 5. Святые (жертвы), 6. Чистые (законы о ритуальной чистоте). Отсюда другое название Мишны - "Шас" - аббревиатура слов: "шесть частей Мишны". В шести частях Мишны содержатся 63 трактата. Еврейское слово Мишна - состоит из тех же букв, что и слово "нешама" - душа. Изучение Мишны раскрывает душу и поднимает изучающего ее на высокую духовную ступень. Повторение Мишны наизусть очищает воздух. Сказали мудрецы: "Изгнаники соберутся только в заслугу [изучения] Мишны". Минаг ("обычай") - в добавление к заповедям Торы и заповедям мудрецов, в число обязанностей евреев входят также еврейские обычаи, принятые всем Израилем или принятые в конкретых местах и отдельных общинах. Если какой-либо обычай принят всей общиной, он обязателен к соблюдению всеми членами данной общины, как сказано: "Обычай Израиля - закон". (Следует отличать обычаи, о которых идет речь от обычаев принятых в народе, но не соответствующих Закону. Обязателен к соблюдению только обычай, который соответствует словам мудрецов и принципам еврейского Закона).

Мишпатим - заповеди, к выполнению которых обязывает человеческий разум. Например, запрет убийства, воровства, уважения к отцу и матери. Сказали мудрецы: "Если бы Всевышней не дал Тору, не дай Б-г, мы бы учились скромности от кошки и узнали о том, что нельзя воровать от муравья".

Мицва (дословно "заповедь") - разделяются на: "позитивные" (мицвот асе) - 248 заповедей, диктующие необходимость позитивного действия, например, одевать тфиллин, есть в Песах мацу, изучать Тору. 248 позитивных заповедей соответствуют 248 органам тела человека. "негативные" (мицвот ле таасэ) - 365 содержащихся в Торе запретов. Соответствуют 365 кровеносным сосудам человека. Существует три типа заповедей: хуким, эдот и мишпатим.

Мошиах (дословно "помазанник") - Мессия, потомок Давида, который будет послан Всевышним в конце дней. Он выведет всех евреев из стран изгнания, будет царствовать над ними в Святой Земле и побудит их следовать законам Торы. Дни Мошиаха являются одновременно и продолжением земной истории, и подготовкой к будущему миру. Мошиах нашего поколения это Любавичский Ребе шлита.

Мусаф - дополнительная молитва, произносимая после утренней молитвы в Субботу, Йом-Тов и Рош-Ходеш; соответствует дополнительной жертве, которую приносили в эти дни в Храме после ежедневного утреннего жертвоприношения.
gayatri
Назир (дословно "отшельник", "аскет") - тот, кто дал обет не есть винограда, не пить вина, не стричься и не прикасаться к покойнику.

Неила (дословно "закрытие", "заключение") - последняя, пятая молитва в Йом-Кипур; ее произносят перед заходом солнца, перед тем, как закроются Небесные Врата, раскрывающиеся в Йом-Кипур. Невиим - книги, содержащие пророчества, относящиеся ко всем поколениям евреев, а также летописи периода пророков. Это книги: "Йеошуа", "Шофтим", "Шмуэль", "Млахим", "Элияу", "Ирмияу", "Ехезкель", "Ошеа", "Йоэль", "Амос", "Овадья", "Йона", "Миха", "Нахум", "Хабакук", "Цфанья", "Хагай", "Захарья", "Малахи".

Нефеш (дословно "душа") - душа вообще, а также особый ее уровень, низший из трех (два других - Руах и Нешама), непосредственно связанный с телом.

Нецах (дословно "победа" или "вечность") - седьмая из десяти сфирот. Ответвление сфиры Хесед. Проявляется в преодолении препятствий на пути к распространению Б-жественного света (проявление сфиры Хесед).

Нешама (дословно "душа", "дыхание") -высший из трех облекающихся в тело уровней души, связанный с интеллектуальным постижением Б-жественного. Душа каждого еврея является "частицей Б-га сверху - буквально". Чистая Б-жественная искра спускается в тело каждого, родившегося у матери-еврейки. В душе скрываются великие силы, с помощью которых еврей может достичь высочайших вершин в понимании Торы и ее тайн, любви ко Всевышнему и трепете перед ним, может пожертвовать собой ради освящения Его имени. Даже отдалившийся от еврейства - несмотря на то, что согрешил, является евреем, и "искра" еврейства всегда присутствует в нем, необходимо только раскрыть ее.

Ниггун (дословно "напев") - хасидская мелодия со словами или без слов, пришедший к Ребе сверху в период углубленного размышления. От обычных мелодий отличается тем, что не запачкан грязными мыслями и плохими желаниями. Помогает хасиду достичь радости в сердце и духовной близости ко Всевышнему.
gayatri
Од (дословно "сияние", "слава") - одна из десяти сфирот. "Ответвление" сфиры Гвура. Проявляется в человеческой душе в желании восславлять и благодарить Всевышнего, признавать истины, которые выше человеческого понимания.

Оннег шаббат (дословно "субботнее наслаждение, удовольствие") - особое состояние , которое ощущают сидящие за субботней трапезой и участвующие в субботнем изучении Торы, в особых субботних беседах, а также в общем исполнении субботних песнопений.

Офаним (дословно "колеса") - категория ангелов, стоящих ниже срафим и крувим. В видении пророка Йехезкеля описаны как "колеса, усеянные глазами".

Oшана раба ("великая молитва о спасении") - седьмой день праздника Сукот, последний день Холь-а-Моэд. В этот день произносят молитвы с рефреном "ошана" ("спаси нас").
gayatri
Параша птуха (дословно "открытая" глава) - раздел Торы, последняя строчка которой в рукописном свитке остается незаконченной, последующая же глава начинается с новой строчки. (В напечатанных Пятикнижиях обозначается буквой Пей).

Параша стума (дословно "закрытая" глава) - раздел Торы, после которой в рукописном свитке нет прерывания, так что следующая глава начинается на той же строчке, что заканчивается предыдущая. Расстояние между последним словом "закрытой" главы и первым словом следующей должно равняться 9 буквам. (В напечатанных пятикнижиях "закрытая" глава обозначается буквой Самех).

ПаРДеС - аббревиатура четырех уровней понимания Торы: Пшат - понимание в буквальном смысле; Ремез - намек, информация, выражающаяся в сочетании первых букв слов, гиматриях (цифровых значениях) слов и предложений, полном и неполном написании слов и т.д.; Драш - толкование. Информация, выносимая из Торы на основе установленных принципов, таких как 13 принципов толкования рабби Ишмаэля; Сод - тайный смысл; Каждый из них содержит в себе все четыре уровня; например в уровне сод есть пшат, ремез, драш, сод. Эти уровни открыли соответственно: Рашби, Аризаль, Баал-Шем-Том, Мошиах.

Песах - семидневный праздник (15-21 нисана) в честь выхода евреев из Египта. Вне Страны Израиля отмечается восемь дней - до 22 нисана.

Песах-шени - 14-го ияра день, когда во времена Храма приносили пасхальную жертву те, кто по каким-то причинам не смог сделать это вовремя.

Пикуах нефеш (дословно "опасность для жизни"). Выполнение всех заповедей Торы отменяется в ситуации, где их выполнение может повлечь за собой опасность для жизни, в соответствии с тем, что сказано в Торе: "Которые будет делать человек и будет жить ими". Толкуют мудрецы: "Жить ими, а не умереть в них". Сказали также мудрецы: "Нарушь одну субботу, чтобы соблюсти много суббот". Есть, однако, три заповеди, которые нельзя нарушить даже под страхом смерти:
a) запрет идолопоклонства;
б) запрет разврата;
c) запрет убийства про которые мудрецы сказали: "Умри, но не нарушь". Во имя соблюдения этих заповедей еврей обязан жертвовать жизнью. Во время гонений на еврейскую веру, обязан еврей отдать жизнь и за все остальные заповеди. Каждый кто погиб освятил имя Всевышнего, как, например, пророк Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья, рабби Акива и его товарищи. Если же нарушил и не погиб - тем самым осквернил имя Всевышнего.

Пиркей авот (дословно "поучения отцов") - последний трактат четвертого раздела Мишны. В отличие от других трактатов Мишны "Пиркей авот" не содержит галахических материалов.

Пиют - жанр еврейской литургической поэзии.

Приа (дословно "оголение") - удаление при обрезании тонкой кожицы, находящейся под крайней плотью.

Псалмы - первая книга третьего раздела еверйской канонической Библии - Писаний. Содержит 150 псалмов.Традиция приписывает авторство царю Давиду.

Пурим (дословно "жребий") - праздник, отмечаемый 14-го адара (а в Иерусалиме и некоторых других городах 15-го адара) в честь избавления евреев от угрозы уничтожения в IV в. до н. э.

Пурим гадоль - 14-й день месяца адар-шейни. В этот день празднуют Пурим в високосный год.

Пурим катан - 14-й день месяца адар-ришон в високосный год. В этот день не празднуют Пурим, однако "Таханун" не говорят.
gayatri
Рав, раввин - Б-гобоязненный еврей, имеющий глубокие познания в Талмуде и Шулхан Арух и имеющий опыт в принятии законодательных решений, знания которого проверены крупными знатоками Торы, получивший от них "разрешение на принятие законодательных решений". Получивший разрешение на принятие решений в вещах, связанных с ситуациями, описываемыми в разделах Шулхан Арух "Орах хаим" и "Йоре деа" - раввин. Получивший разрешение на принятие решений в ситуациях, описываемых в разделах "Эвен а-Эзер" и "Хошен мишпат" - называется - даян (судья). В последних поколениях сложился обычай, что смиху на судью получают, тогда, когда уже есть смиха на раввина.

Рамбам- аббревиатура от Рабейну Моше бен Маймон (1138-1204), крупнейший раввинистический авторитет и кодификатор .алахи, философ, ученый и врач.

Раши - аббревиатура от Раби Шломо Ицхаки (1040-1105), крупнейший средневековый комментатор Торы и Талмуда.

Ребе - в последних поколениях: праведник, руководитель общины хасидов. (Ребе - аббревиатура слов: "Рош бней Исраэль" ("Глава сыновей Израиля").

Рош-а-Шана (дословно "начало года") - новый год, праздник, отмечаемый 1-го и 2-го тишрей. 1-го тишрей был сотворен первый человек и тем самым завершено творение мира.

Рош-Ходеш (дословно "начало месяца") - первый день нового месяца, если предыдущий длился 29 дней; если же предыдущий месяц длился 30 дней, то Рош-Ходеш являются и его последний день, и первый день нового месяца. В Рош-Ходеш добавляют особую молитву к будничной "Амиде", читают краткий вариант Алель, читают Тору и произносят молитву Мусаф.

Руах (дословно "дух") - второй уровень человеческой души, связанный с эмоциональным отношением человека ко Всевышнему.
gayatri
Сандак - тот, кто во время обрезания держит ребенка на коленях.

Сеуда шлишит (дословно "третья трапеза") - третья субботняя трапеза.

Сефер Тора - свиток Торы. Пятикнижие Моисеево, написанное писцом в соответствии с многочисленными, регламентирующими этот процесс законами. Концы свитка, составленного из отдельных листов пергамента сворачивются вокруг деревянных шестов называющихся "Эц хаим" ("Древо жизни"), свиток перетягивают "поясом" и одевают в специально сделанную для этого "рубашку" или в футляр из дерева или металла. Иногда для Сефер Торы делают корону одевающуюся на ручки "Эц хаим" из серебра или золота. Сефер-Тору хранят в специальном шкафу, называющемся "Арон а-Кодеш" (Так же назывался ящик в котором в Иерусалимском Храме хранились Скрижали Завета). Существует много обычаев выражающих уважение, которым окружена Сефер-Тора. Есть обычай целовать ее при выносе из "Арон а-Кодеш" и при возвращении обратно стоять в момент вынесения Торы из "Арона" до того момента, пока она не будет положена на пюпитр для чтения, провожать ее к месту чтения и обратно к "Арон а-Кодэш".

Сидур a-рaв - так в молитвеннике отмечаются Алахические указания, извлеченные из полного молитвенника, составленного р. Шнеуром-Залманом.

Cимхат-Topа - праздник, отмечаемый в Стране Израиля 22-го тишрей, т.е. в день Шмини-Ацерет, а за пределами Страны Израиля - на следующий день, 23-го тишрей. В этот день празднуют завершение годичного цикла чтения Торы и начало следующего.

Скиния - переносное святилище, сооруженное израильтянами после исхода из Египта.

Скрижали Завета (дословно "лухот а-брит") - две каменные плиты, на которых, согласно библейскому преданию, был высечен текст Десяти заповедей.

Сфира - одно из фундаментальных понятий Каббалы. Десять первичных качеств (доброта, строгость, гармония и т.д.), с помощью которых Всевышний сотворил мир и управляет им.

Сфаради (мн. ч. сфарадим) - еврей, принадлежащий к социально-культурной общности, сложившейся в средние века в Испании и Португалии, а также в Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. Сефардское еврейство характеризуется определенными особенностями в трактовании Aлахи, а в прошлом - употреблением а быту языка ладино и особым укладом жизни. В широком смысле понятие "сефардское еврейство" включает а себя все неашкeназские общины, в том числе и те, что не имеют прямого отношения к собственно сфарадим.

Сукка (дословно "шалаш") - Тора предписывает евреям жить в шалашах в праздник Суккот.

Суккот (дословно "шалаши") - праздник, отмечаемый 15-21 тишрей в память о Б-жественном покровительстве, подобно шалашу осенявшем евреев во время их странствий по пустыне. За пределами Страны Израиля празднуется до 22 тишрей.

Сэла - денежная единица и мера веса серебра, равная 20.4 гр.
gayatri
Талит (дословно "плащ")- четырехугольное одеяние (обычно шерстяное) с кистями - цицит - по углам. Талит гадоль - большой талит, в который облачаются на время молитвы. Талит катан - малый талит, который носят под одеждой.

Талмуд - свод Устной Торы. Состоит из Мишны - сборника алахот, составленного р. Йеуда а-Наси в III в. н.э., и Гемары - обширного комментария на Мишну, который рав Аши и Равина записали в VI а. н.э. ТаНаХ - Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).

Талмуд Тора (изучение Торы) - положительная заповедь из Письменной Торы, как сказано: "...постигай ее днем и ночью". Каждый еврей, как богатый, так и бедный, как пожилой, так и молодой, обязаны использовать любое мгновение днем и ночью для изучения Торы (всех ее разделов). Заповедь изучения Торы включает в себя обязанность обучения Торе других, как сказано: "Обучайте сыновей ваших" - это ученики". Выполнение этой святой обязанности, обеспечивает передачу Торы в из поколения в поколение. В заповеди изучения Торы выделяются две части: 1. Изучение Торы, ее простого смысла, заложенного в ней намека, ее толкований и тайного смысла с целью постижения - даже тех разделов, Торы, которые не имеют практического применения в реальной жизни; 2. Изучение Торы с целью приобретения знания о Служении Всевышнему, то есть, как исполнять заповеди. Женщины обязаны изучать те разделы Торы, которые имеют к ним отношение. Тора, изучаемая их мужьями засчитывается женам в заслугу, поскольку именно от жены зависит создание обстановки в которой мужчина имеет возможность учиться. На еврее лежит обязанность повторять изученное вновь и вновь, чтобы не забыть то, что он уже постиг. Сказали наши мудрецы: "Изучающий и повторяющий изученное - Всевышний читает и повторяет напротив него".

Тефах - мера длины, равная 8 см.

Тиферет (дословно "красота") - шестая из десяти сфирот. Синтез двух предшествующих ей сфирот - Хесед и Гвура. Начало милосердия, красоты, истины, гармонии.

Тора (дословно "учение") - Откровение, дарованное Всевышним Израилю через Моше, учителя нашего. Состоит из Письменного и Устного Учения. В более узком смысле - Пятикнижие Моше. Тарьяг мицвот - сумма цифровых значений букв, составляющих еврейское слово "Тора" (т.н. гиматрия) - составляет 611. До 613 это число дополняют первые два речения ("Я, Все-вышний..." и "Не будет у тебя..."), которые весь еврейский народ слышал от самого Всевышнего у горы Синай.

Тора ше-бихтав (Письменная Тора) - совокупность книг "Пятикнижия" (Хумаш), Пророков (Нвиим) и Писаний (Ктувим) - ТаНаХ. Всего в ТаНаХ входит 24 книги.

Тора ше-беал пэ (Устная Тора) - законы и объяснения заповедей Торы и стихов ТаНаХа, полученные Моше от Всевышнего для передачи в устной форме из поколения в поколение. Первым поколениям было запрещено записывать Устную Тору (кроме частных заметок ведущих мудрецов поколения). Так продолжалось вплоть до разрушения Второго Храма, когда рабби Йеуда а-Наси принял решение составить кодексы Устной Торы - Мишну, Талмуд, Мидраш и т. д. опасаясь того, что в связи с рассеянием Тора "забудется, не дай Б-г, из народа Израиля". Передача Устной Торы из поколения в поколение: Моше получил Устную Тору (вместе с Письменной) на горе Синай и передал ее Йеошуа бин Нун. Тот передал ее "старцам", "старцы" - "пророкам", (которые были величайшими мудрецами своего поколения). Пророки передали Тору мудрецам "Великого собрания"- этот период занял 23 поколения. После этого Тора передавалсь 17 поколениями мудрецов Мишны (танаим) и мудрецов Талмуда (амораим). К концу этого периода были завершены Вавилонский Талмуд в Вавилоне и Иерусалимский в Земле Израиля. Затем в Вавилоне, Израиле и других странах "гаоним" составили комментарии к Талмудам и внесли в них текст новых постановлений принятых мудрецами и материалы открытий, совершенных ими на материале Талмудов и принятых ими от мудрецов предшествующих поколений. После этого "поским" (кодификаторы) кодифицировали все вошедшие в составленные таким образом кодексы законы. "Ришоним" ("первые") и "Ахроним" ("последние") - многочисленные мудрецы Израиля жившие в период последних 950 лет продолжили работу по объяснению Устного наследия. Таким образом передача Устной Торы продолжается из поколения в поколение по сей день. Тринадцать принципов толкования Торы - рабби Ишмаэль составил 13 принципов, по которым может быть выносима "выучиваема" информация из посуков (стихов) Торы. Эти принципы являются основой для Устной Торы.

Тфилин - две маленькие кожаные коробочки кубической формы, содержащие написанные на пергаменте четыре отрывка из Торы (Шемот,13:1-10; 13:11-16; Дварим, 6:4-9; 11:10-21). Одна такая коробочка возлагается на голову - тфиллин шель рош, другая на руку - тфиллин шель яд. Посредством этого исполняется заповедь "и повяжи их [эти слова] на руку свою и будут они знаками посередине надлобья над глазами твоими" (Дварим, 6:8). Тфиллин шель рош состоит из четырех отделений, в каждое из которых кладут кусок пергамента с одним отрывком из Торы. Тфиллин шель яд имеет одно отделение и в него кладут один кусок пергамента, на котором написаны все четыре отрывка из Торы. Существуют различные мнения по поводу порядка расположения текстов Торы в тфиллин. Тфиллин, в котором тексты расположены согласно мнению Раши, принят всем еврейским народом. Во многих общинах в дополнение к этому возлагают тфиллин, где тексты расположены согласно мнению р. Яакова Тама, внука Раши. Евреи начинают накладывать тфиллин с 13-ти лет.

Тшува - cлово "Тшува" обычно переводится на русский язык, как "раскаяние". Аналогично оно переводится и на другие языки. Однако перевод этот весьма неточен. Тора и еврейская традиция называет изменение человеком своего образа жизни с греховного на праведный "возвращением", подчеркивая, что для этого ему совсем не требуется "изменять самого себя". Наоборот, он возвращается к своей сущности, к своему исконному жизненному укладу, к исполнению возложенной на него миссии, от которой он временно отошел по зависимым или независимым от него причинам. Заповедь о тшуве не принадлежит к 613 заповедям Торы (в них включено лишь предписание исповедаться перед Б-гом после совершения тшувы), она возвышается над ними. Тшува - самая трудная заповедь иудаизма. Для ее подлинного исполнения человек зачастую должен полностью порвать со своим прошлым, признать родньм то, что до этого казалось ему чуждым, и чужим - то, что казалось родным. Но с другой стороны это - наиболее кратковременная заповедь: она совершается в одно мгновение.
gayatri
Устная традция, Устный закон - совокупность галахических установлений; в широком смысле Талмуд и Мидраш.
gayatri
Фарисеи - религиозно-политическое движение, возникшее в Стране Израиля во второй половине II в. до н.э. и признававшее неоспоримый авторитет Устной Торы; из среды фарисеев вышли законоучители Талмуда.
gayatri
ХаБаД - аббревиатура названий трех первых сфирот: Хохма, Бина, Даат, ставшая названием основанного рабби Шнеуром-Залманом из Ляд направления в хасидизме, где представления об этих сфирот занимают особое место.

Хавдала (дословно "разделение") - обряд, отмечающий переход от субботы (или праздника) к будням или от субботу к празднику, а также ряд благословений, читаемых в ходе совершения обряда.

Хадлакат нерот (дословно "зажигание свечей") - обычай зажигания огней перед субботой и праздниками.

Хазан - посланник общины; человек, ведущий общественную молитву.

Хакира (дословно "исследование") - еврейская философия. Великие мудрецы Израиля, такие как Саадия Гаон, Рамбам, рабби Йеуда а-Лейви и другие в своих книгах излагают еврейское мировоззрение и тезисы еврейской веры в философской форме, чтобы восполнить возникшую к тому времени необходимость обяснения идей иудаизма для тех, кто занимался наукой и философией и ответить на их специфические вопросы.

Хала - булка, калач; также кусок теста, который в библейскую эпоху и до разрушения Второго храма отдавали коэну и в настоящее время сжигают перед посадкой хлеба в печь, произнося особое благословение.

Ханука - праздник, отмечаемый с 25 кислева по 3 тевета, в честь победы Маккавеев и в память о чуде, которое произошло со светильником в Храме.

Хасид - первоначально: служащий Б-гу лучше, чем обязывает закон. Cегодня: служащий Всевышнему на основе Торы хасидизма.

Хасидизм - религиозное движение, основанное рабби Исроэлем Баал-Шем-Товом. Учит тому, каким образом каждый еврей может служить Всевышнему в любви и трепете происходящими из глубин души. Один из основополагающих тезисов, раскрытых хасидизмом: обычные, простые евреи, через непорочность в Служении, изучение Внутренней Торы и связь с праведниками могут достигнуть глубокой близости к Творцу.

Хаци-кадиш - часть молитвы Кадиш до слов ("...произносимых в мире, и скажем: амен!").

Хедер - еврейская начальная религиозная школа.

Хесед (дословно "доброта") - четвертая из десяти сфирот. Первая из сфирот, принадлежащих к области эмоций. Ее действие проявляется в бесконечном излиянии Б-жественного Света, раскрывающегося для всех - достойных и недостойных, в любви Всевышнего ко всем Своим творениям. В человеке эта сфира проявляется в любви ко Всевышнему, в доброте к людям.

ХиТаТ (аббревиатура: "Хумаш", "Теилим", "Тания"). Рабби Иосеф-Ицхак Шнеерсон - шестой Любавичский Ребе - установил для своих хасидов обязательное ежедневное изучение главы Пятикнижие с коментарием РаШИ, отрывка книги "Теилим" (псалмов) и книги "Тания". На это установление мы находим намек в Торе: "И был страх ("хитат") Б-жий на городах: и не преследовали сыновей Якова". Также наличие ХиТаТа в машине обеспечивает безопасность в дороге. Хохма ("мудрость") - вторая после сфиры Кетер из десяти сфирот (по другой классификации - первая).

Хозер (дословно "повторяющий") - хасид, наделенный хорошей памятью, повторяющий перед другими на память сиху или маамар Ребе.

Холь-а-Моэд (дословно "будни праздника") - дни между первыми и последними днями праздников Песах и Сукот. Некоторые работы, запрещенные в Йом-Тов, разрешены в Холь-а-Моэд, в частности, те работы, что не терпят отлагательства.

Хупа - свадебный балдахин, под которым стоят жених и невеста во время бракосочетания; этим словом называется также вторая часть обряда бракосочетания, когда жених символически вводит невесту в свой дом.

Хумаш - "Пятикнижие" - текст переданный Всевышним Моше-Рабейну для записи. Хумаш включает в себя книги: "Берейшит", "Шмот", "Ваикра", "Бамидбар", "Дварим".

Хуким - иррациональные заповеди, непостижимые человеческим разумом, например, заповедь "красной коровы" или запрет ношения одежды, включающей в себя одновременно шерсть и лен (так называемый Шaатнез) Если бы Всевышний не дал нам подобные указания в Торе, мы не смогли бы прийти к необходимости их выполнения с помощью собственного разума, следовательно, выполняются они только в следствии принятия на себя ига - власти Всевышнего.
gayatri
Цдака (дословно "праведность" или "справедливость") - со времен Талмуда этим словом обозначается благотворительность и милостыня. Убогий имеет право получать, а благодетель обязан давать, ибо "ты и то, что есть у тебя, принадлежит Ему" (Пиркей авот 3:8).

Цицит (дословно "нить") - кисти, которые Тора повелевает повязывать на четырех углах одежды. Цицит необходимо повязывать только на одежде, имеющей четыре или более углов. Так как в наше время одежда, как правило, не удовлетворяет этому условию, принято, чтобы иметь возможность выполнить эту заповедь, облачаться в особые четырехугольные одежды: талит катан и талит гадоль. Иногда словом цицит называется также и сама эта одежда вместе с кистями цицит.



Это сообщение отредактировал Nika-hl - 21-01-2008 - 16:39
gayatri
Шавуот (дословно "недели") - праздник, отмечаемый 6-го (вне Страны Израиля - 6-го и 7-го) сивана в честь дарования Торы на горе Синай. Название праздника связано с тем. что он наступает после того, как отсчитано семь недель после праздника Песах (см. Дварим, 16:9,10).

Шадай - одно из Имен Всевышнего. Означает "Могучий" (Ибн Эзра), "Всемогущий" (Раши) , "Полагающий предел" (Талмуд) .

Шамор ве-захор (дословно "соблюдай и помни") - два понятия заповеди о субботе.

Шахарит - утренняя молитва.

Шемот (дословно "имена") - вторая книга из пяти книг Торы. Принятое в традиции русского и других языков название "Исход" восходит к греческому Exodus - первому слову ее названия в греческом переводе - Исход сынов Израилевых из Египта.

Шма (дословно "слушай") - название молитвы, начинающейся словами "Слушай, Израиль...". Заповедь Торы - читать "Шма" дважды в день, утром и вечером. Вместе с добавлениями, сделанными мудрецами, "Шма" состоит из трех отрывков из Торы (Дварим, 6:4-9, Дварим, 11:13-22, Бемидбар, 15:37-41).

Шмини-Ацерет (дословно "заключающий, восьмой день") - заключительный день праздника Сукот. В Стране Израиля отмечается 22-го тишрей, а за пределами Страны Израиля 22-го и 23-го тишрей, причем 23 тишрей носит особое название - Симхат-Тора. Шмини-Ацерет во многих отношениях отличается от других дней Сукот и является самостоятельным праздником.

Шофар - бараний рог, в который трубят в Рош-а-Шана. В Торе говорится, что во время Синайского Откровения был слышен могучий голос шофара: в словах пророков упоминается о том, что звуком шофара Всевышний возвестит о приходе Мошиаха и конце изгнания.

Шулхан Арух (дословно "накрытый стол") - принятый всем еврейским народом свод законов, составленный р. Йосефом Каро в XVI веке. Шулхан Арух а-Рав - свод законов, составленных на основе Шулхан Арух р. Йосефа Каро, включающий в себя алахическое решения и разъяснения позднейших комментаторов. Составлен р. Шнеуром-Залманом из Ляд (1745-1813).

Шхина (дословно "обитание") - присутствие Всевышнего в сотворенных мирах. Связана со сфирой Малхут, облекаясь в которую, Б-жественный свет нисходит в сотворенные миры. Имея в виду более или менее явное присутствие Шхины. говорят о ее пребывании в Храме, синагоге и т.д., но и существование даже самых обособленных, удаленных, казалось бы, от Всевышнего областей мироздания невозможно без незримого присутствия там Шхины.




Это сообщение отредактировал Nika-hl - 21-01-2008 - 16:38
gayatri
Эдот - заповеди, являющиеся свидетельством о происшедших когда-то событиях и т.п. К таким заповедям относятся, например, соблюдение Субботы (воспоминание о Творении мира) и праздников (связанных с определенными историческими событиями), заповедь цицит (как напоминание о заповедях) и т.д. Человеческий разум способен осмыслить если не смысл самих подобных заповедей, то хотя бы повод для их выполнения. Вместе с тем, если бы не приказ Торы, разум человека не обязал бы его в их выполнении.

Эйфа - мера объема, равная 24883 см3.

Эрев шаббат (дословно "вечер субботы") - канун субботы.

Эрув тaвшилин - обряд, который совершают в тех случаях, когда необходимо готовить пишу на Субботу в Йом-Тов, пришедшийся на канун Субботы.

Эрув хацерот - обряд, который совершают, чтобы получить возможность переносить вещи в Субботу в пределах одного двора, если в нем живет несколько семей.



Это сообщение отредактировал Nika-hl - 21-01-2008 - 16:35
gayatri
Яд а-хазака - книга законов Рамбама. Эта книга, как сам составитель пишет в предисловии: "Cобрание всей Устной Торы,.. Мишне Тора (повторение Торы)", - книга в которой собраны все законы Устной Торы. Книга состоит из 14 частей (14 - гиматрия слова "яд" - рука, отсюда ее название "Яд а-Хазака" - сильная рука). В этой книге собраны все законодательные решения обоих Талмудов, мидрошим и огромного количества законодательной литературы составленных мудрецами Геморы и гаоним после завершения Талмуда. Рамбам в своей книге также принимает решения в тех случаях, где мудрецами предъявляется несколько мнений в отношении законодательного решения.

Ярхей кала (дословно "месяцы невесты "). Два месяца в году, элул и адар, в соответствии с древним обычаем все деловые люди, целый год занимающиеся вопросами заработка, отрывались от дел и посвящали время изучению Торы в йешивах. В период Талмуда и в период гаоним абсолютно все евреи посещали в это время занятия в йешиве. Месяцы эти получили название "Месяцы невесты" потому что в это время радуется еврейский народ - жених, Торе - невесте.



Это сообщение отредактировал Nika-hl - 21-01-2008 - 16:33

Страницы: [1]

Энциклопедия религиозно-эзотерических терминов -> Словарь иудаизма





Проститутки Киева | индивидуалки Москвы | Эротический массаж в Москве | Элитный эскорт